Учет сувенирной продукции в 2019 году

06.03.2019
0
Команда СП

Продвижению компании в целях узнаваемости ее продукции на рынке и привлечения соответствующего внимания потенциальных потребителей весьма способствует использование сувенирной продукции. Категория сувениров – понятие относительное, поскольку не включает в себя определенную группу товаров, но встречается нередко и представляет собой обычно недорогие подарки – блокноты, ручки, календари и т.п.

В трактовке закона № 38-ФЗ от 13.03.2006 «О рекламе» сувениры должны иметь рекламную направленность и предназначаться неопределенному кругу лиц. Т.е., когда на подобной продукции присутствует символика компании и передается она для привлечения клиентуры, то такие затраты можно признать рекламными. Не признаются рекламными расходы по раздаче сувениров на официальных мероприятиях (считается, что в этих случаях круг лиц определен). Крупные компании практикуют передачу в дар партнерам весьма дорогостоящие, зачастую эксклюзивные подарки, но они к категории рекламных сувениров также не относятся.

Требования к документальному оформлению затрат по сувенирной продукции

Все расходы компании (в том числе затраты по приобретению и расходованию сувениров) признаются в налоговом и бухучете, если оформлены соответствующими первичными документами. В настоящее время унифицированные формы не обязательны в применении, фирма вправе разработать более приемлемый для себя вариант документа, но он должен содержать все необходимые реквизиты (по требованиям ст. 9 закона № 402-ФЗ «О бухучете»), в том числе:

· название документа;

· дату составления;

· информацию о факте операции;

· количество единиц, цена и сумма;

· должность лица, совершившего операцию;

· подписи (с расшифровками) должностных лиц, оформивших операцию.

Бухгалтерский учет сувенирной продукции

В 2019 году изменений в учете сувениров не произошло. При их приобретении компания учитывает стоимость «сувенирки» в составе МПЗ на счете 10 «Материалы». Оприходование осуществляется на основании товарных накладных и сопровождается оформлением приходных ордеров. Раздача сувениров отражается записью по дебету счетов 20, 44.

В бухучете затраты на рекламно-сувенирную продукцию признаются затратами по основным видам деятельности и не нормируются, а учитываются полностью в том периоде, когда были произведены. Бухгалтерские записи будут следующими:

Операции

Д/т

К/т

Приобретены сувениры

10

60

Начислен НДС

19

60

Списание сувенирной продукции

20,26, 44

10

Списание сувенирной продукции обычно производится по окончании отчетного периода. Оформляется списание требованием-накладной, заверенным подписями отпускающих и принимающих продукцию лиц. Списание сувениров, как и любого другого актива предприятия, должно контролироваться, поэтому их раздача должна подтверждаться соответствующими документами – приказом руководителя на проведение мероприятия, отчетом ответственного лица с указанием цели мероприятия, его итогов, количества единиц переданной продукции и числа лиц, ее получивших, если мероприятие официальное и круг лиц определен.

Если раздача проводилась неопределенному кругу потенциальных клиентов, то в отчете достаточно указать объем переданной продукции.

Сувениры могут быть использованы в качестве подарков к праздникам. Их раздача также сопровождается изданием соответствующего приказа руководства и отчетом ответственного лица, где фиксируется, кому какие подарки были выданы, данные лиц, получивших подарки стоимостью выше 4000 руб., поскольку превышение этой суммы облагается НДФЛ.

Налоговый учет сувениров

Затраты на сувенирную продукцию, относимую к рекламной, входят в состав прочих расходов и снижают налогооблагаемую прибыль. Эти расходы нормируются – они принимаются к налоговому учету в размере 1% от выручки фирмы (п. 4 ст. 264 НК РФ). Стоимость сувениров, не включаемых в разряд рекламной продукции, не признается расходами, т. е. не уменьшает налоговую базу на прибыль.

Ограничение затрат в налоговом учете по сравнению с расходами по бухучету ведет к возникновению постоянного налогового обязательства (ПНО), увеличивающего налог на прибыль компании.

Если сувениры передаются покупателю в качестве дополнения к основному товару (без взимания за них отдельной платы), на их стоимость следует начислить НДС, поскольку это признается безвозмездной передачей товара (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Если же «сувенирка» передается исключительно в целях рекламы, ее налогообложение производится при условии, что затраты на создание единицы сувенирной продукции превышают 100 руб. (пп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ). Именно такой порядок приведен в п. 12 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33.

Пример учета сувенирной продукции

Торговая компания ООО «Мир» заказала партию сувениров (блокнотов и ручек стоимостью менее 100 руб. за единицу) с собственным логотипом и контактной информацией у фирмы ООО «Новь» на сумму 360 000 руб. с учетом НДС (НДС 20% - 60 000 руб.). Выручка ООО «Мир» составила 10 600 000 руб., т. е. ограничение при принятии затрат на рекламу составляет 106 000 руб. (1% от выручки). В отчетном периоде вся рекламно-сувенирная продукция роздана, что подтверждено документально. Следует отметить, что ее стоимость выше, чем имеющееся ограничение, т. е. возникнет ПНО.

Бухгалтер оформит проводки по сувенирной продукции:

Операции

Д/т

К/т

Сумма

Приобретены сувениры

10

60

300 000

Начислен НДС

19

60

60 000

Оплата поставки

60

51

360 000

Списание сувенирной продукции (ее стоимость учтена в расходах на рекламу)

44

10

300 000

Принят к вычету НДС со стоимости сувениров в пределах норматива (106000 х 20%)

68

19

21 200

Списан НДС на затраты сверх норматива (60 000-21 200)

91/2

19

38 800

Начислено ПНО со стоимости, превышающей норматив ((300 000 – 106 000) х 20%)

99

68/ННП

38 800