Туристический налог в Москве с 2025 года

Вчера
0
Туристический налог в Москве - 2025 пока не вводился, хотя с 2025 г. он уже действует во многих субъектах РФ. Количество таких субъектов, кстати, по доступным «налоговым» данным на февраль 2025-го достигло 65 (2489 м. о.). Но в Москве могут пересмотреть свое решение и ввести его общим порядком. Уточним, что это за порядок, где и как уже вводился налог, как принимают решение о его введении, что рекомендует Минэкономразвития.

Туристический налог с 2025 г.: наблюдаем и анализируем, как и где он водится / отменяется

Начиная с 01.01.2025 местные власти могут вводить на своих территориях новый налог - туристический. Вместе с этим им предоставляется право устанавливать свои ставки (включая дифференцированные) и льготы. Порядок установления, исчисления, уплаты данного налога, категория плательщиков, правила подачи декларации - все это регламентирует гл. 33.1 НК.

Налог местный, подлежит перечислению в муниципальные бюджеты по месту нахождения средств размещения (гостиниц, отелей и т. д.). Как было изначально задумано, доходы от него будут направляться на обеспечение, улучшение туристической инфраструктуры. Например, на улучшение гостиничных номеров, закупку медоборудования, благоустройство туристических территорий и т. п.

Вводить либо не вводить туристический налог в Москве - 2025, как и в ином федеральном городе, - это право местных властей, но не обязанность. Те, кто планирует это делать, исходят прежде всего из целесообразности его введения. То есть оценивают ключевые факторы: финансовую нагрузку на бизнес, турпоток (большой, малый), потенциальный размер дохода. При оценке выясняют, сколько будет получать бюджет за счет налога за весь год.

Как рассчитывать и уплачивать туристический налог, подробно разъяснили эксперты «КонсультантПлюс». Если у вас нет регистрации в справочно-правовой системе, получите пробный демодоступ и бесплатно переходите в Готовое решение.

Где уже введен налог, а где нет

Как показала практика, вводят его в основном туристические центры с соответствующими ресурсами и инфраструктурой. Хотя и тут есть нюансы, свои исключения. Там, где гостиничная индустрия отсутствует либо только-только появляется, этот вопрос обычно не рассматривают. Ведь тогда начинающий гостиничный бизнес может вообще уйти в минус. Зафиксированы также случаи отмены ранее введенного налога.

Так, например, с 2025 г. туристический налог со ставкой 1 % действует в городе-курорте Сочи (Решение сочинского Городского Собрания № 100 от 31.10.2024) и Краснодаре (Решение городской краснодарской Думы № 80 п. 5 от 17.10.2024). Введен он и в Казани, тоже со ставкой 1 %, Решением Казанской городской Думы № 6-34 от 22.11.2024. При этом в Чистополе он отменен по причине малой предполагаемой суммы дохода (27 тыс. р. за год). Причины его отмены либо невведения на самом деле могут быть и иными.

Туристический налог: что решила Москва

Среди городов федерального значения данный налог ввел только СПб. Туристический налог в Москве и Севастополе пока не действует. Эти города с самого начала отказались его вводить по разным причинам. На текущий момент сведений о том, что Москва собирается его ввести, нет. Поэтому столичный гостиничный бизнес пока не платит туристический налог.

Ввести его в этих городах, согласно гл. 33.1 НК, могут городские законодательные органы, определив при этом ставку в установленных НК пределах. Для этого нужно принять соответствующий местный закон. Посредством такого закона могут, помимо прочего, устанавливаться местные льготы, основания и порядок их применения.

Методическая помощь субъектам РФ по введению турналога от Минэкономразвития

Принятие решения о введении (невведения) туристического налога - самостоятельное решение каждого субъекта РФ. Посему Минэкономразвития дает ряд рекомендаций субъектам РФ по подготовке к введению налога. Полагаем, их содержание будет интересно всем сопричастным лицам:

1. Необходимо предварительно сопоставить, проанализировать ситуацию в каждом муниципальном образовании по определенным параметрам:

  • реальная вместимость номерного фонда;
  • количество размещенных лиц в гостинцах, мотелях, проч. коллективных местах размещения;
  • текущий и будущий (предполагаемый) туристический поток.

2. Принимая нормативно-правовой акт о введении налога на местном уровне, следует исходить из норм абз. 4 п. 1 ст. 5 НК. То есть из обозначенных там правил вступления в силу законодательных налоговых актов. Соответственно, это касается и Закона Москвы о туристическом налоге, который будут принимать, если этот налог будут вводить на территории Москвы.

3. Рекомендовано дифференцировать ставки в зависимости от сезона, категории средства размещения. Так, максимальный размер ставки целесообразно устанавливать и применять в пик туристического сезона для отелей самой высшей категории - 5 звезд. Пониженные ставки, соответственно, оптимально подойдут для отелей 3 звезды и в низкий сезон туризма.

4. Налоговые льготы ведомство рекомендует устанавливать по отношению к новым (улучшенным) условиям размещения. Это гостиницы, хостелы, сюит-отели и иные места размещения, которые начинают эксплуатировать (отреставрированы, улучшены) после 01.01.2025.

5. Отдельно ведомство затрагивает вопрос о физлицах, которым предоставляется временное проживание, но при этом стоимость этих услуг не включается в налоговую базу, а именно:

  • ссылаясь на п. 3 ст. 418.4 НК, ведомство напоминает о праве дополнительно устанавливать такие категории физлиц;
  • указывает на то, что по результатам мониторинга выявлены наиболее востребованные категории, среди которых значатся многодетные (пока младшему не исполнится 18 лет либо 23 года, если он учится очно), лица с регистрацией в регионе, несовершеннолетние.

Помимо этого, Минэкономразвития обращает внимание на то, что средства размещения должны соответствовать требованиям ст. 418.3 НК. Во-первых, они должны принадлежать налогоплательщику на законном основании. Во-вторых, они должны числиться в специальном реестре, формирование которого предусматривает ФЗ № 132 (послед. ред. от 30.11.2024). Пока средства размещения там нет, считается, что услуги по размещению оказываются с нарушением требований ст. 5.1 ФЗ № 132.

Итоги

Таким образом, ответ на вопрос, есть ли в Москве туристический налог, совершенно однозначный: нет. Этот налог здесь не платят. Между тем его вводят общим порядком¸ предварительно оценивая состояние туристической инфраструктуры. Необходимость, целесообразность его введения, по мнению Минэкономразвития, следует определять субъектам РФ комплексно.

Специализация: все виды систем налогообложения, бухотчетность, МСФО

Эксперт в сфере права, бухучета, финансов и налогообложения. Общий стаж профессиональной деятельности с 2007 года. За это время успешно работала на должностях налогового консультанта, заместителя главного бухгалтера, главного бухгалтера, финансового директора. Автор множества публикаций по практическому применению бухгалтерского, налогового и трудового законодательства для различных профессиональных электронных СМИ. С отличием окончила факультет управления и психологии Кубанского государственного университета и Адыгейский государственный университет по специальности «Бухгалтерский учет и аудит».

Посмотрите другие статьи и образцы документов раздела: Туристический налог