Понятие трансфертное ценообразование происходит от французского перевода transfert – переношу, перемещаю, то есть доход распределяется между взаимозависимыми предприятиями или подразделениями одной компании, корпорации. Цели перераспределения – минимизация налогов или увеличение прибыли структурной единицы.
Налоговые инспекции обязаны контролировать взаимоотношения предприятий, в которых применяются трансфертные цены. Организациям, применяющими их, вменена обязанность предоставлять расчеты с документальным обоснованием. Официальными источниками, принимаемыми фискальными органами установлены:
- Информационно-ценовые агентства;
- Отчетность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, заверенная налоговыми и статистическими органами;
- Биржевые котировки;
- Информация об аналогичных сделках контролируемой организации;
- Данные независимых оценщиков, анализирующих трансфертное ценообразование 2017 года.
Налоговый кодекс РФ определяет способы расчета, обосновывающие цену.
Правила трансфертного ценообразования
Условия формирования цен установлены статьями 105.9 - 105.13 НК РФ. Разрешается использовать от одного до 5 вариантов, последовательность которых построена в зависимости от значимости для применения.
Сопоставимые рыночные цены
Механизм основан на оценке операций купли-продажи аналогичных товаров, работ, услуг между лицами, отношения которых исключают взаимное или одностороннее влияние на финансовые результаты. Обязательное условие сопоставимости – полная информация о сделках, то есть имеются сведения о сопутствующих расходах, порядке оплаты, стоимости договора.
Пример
Фирма «А» поставила 25.05.2017 г. в Иваново хлопок дочерней компании «Б» за 5 долларов за килограмм. При проверке налоговая инспекция выяснила – цена занижена на 0,7 центов. Для обоснования сомнений инспекция привела для сопоставимости договор купли-продажи хлопка 18.05.2017 г. такого же сорта между предприятиями «К» и «М». Далее выяснилось, что сведения сравнению не подлежат, так как «А» закупала товар в Москве 20.05.2017 г. за 4 евро, а «К» приобретала его в Узбекистане 22.04.207 г. за 280,16 руб.
Цены последующей реализации
Трансфертное ценообразование НК РФ по дальнейшей продаже строит на анализе финансовой эффективности сделки предприятия-покупателя по продаже приобретенных у взаимозависимого лица товаров.
Принцип сопоставимости объяснит наглядный пример
Организация «В», уплачивающая ЕНВД, приобретала неоднократно минвату, в том числе у взаимозависимой «Г» и продавала лицам, не относящимися к взаимозависимым.
Кол-во, единицы
Себестоимость, руб.
Выручка, руб.
Валовая прибыль, руб.
Валовая рентабельность, % (гр. 4/5*100)
1
2
3
4
5
Рассматриваемая сделка
600
18 000
48 000
30 000
62,50
Сопоставимые сделки
700
19 600
45 500
25 900
56,92
300
9000
18 000
9000
50,00
800
20 000
56 000
36 000
64,29
500
16 500
36 000
19 500
54,17
Интервал рентабельности 52,09-60,61(среднее арифметическое между 1-2 и 3-4 показателями).
Доход «Г» корректируется для налогообложения в большую сторону, исходя из максимального значения экономической эффективности (п. 5 абзац 2 ст. 105.10):
30 000 – 30 000 х 60,61% = 18 183 и 30 000 – 18 183=11 817.
Затратный метод
Применяется при контроле организаций, выполняющих работы или оказывающих услуги, по которым используются трансфертные цены. Для сопоставимости используются сведения поставщика о расходах, произведенных по аналогичным договорам.
Выручка
Затраты
Валовая прибыль
Рентабельность расходов (гр. 3/2*100)
1
2
3
4
Контролируемая сделка
340 000
295 000
45 000
15,25
Сопоставляемые сделки
170 000
140 000
30 000
21,43
360 000
310 000
50 000
16,13
280 000
250 000
30 000
12,00
90 000
60 000
30 000
50,00
115 000
85 000
30 000
35,29
Вычисленный методом квартилей интервал рентабельности затрат 16,13-35,29. Минимальное значение выше, чем в проверяемом договоре, то есть рыночная цена должна быть 295 000 + 295 000 х 16,13% = 342 583,50.
Корректировки:
- НДС – 2583,50 х 0,18 = 465,03
- Прибыль – (2583,5 - 465,03) х 0,20 = 423,69
Трансфертное ценообразование в 2017 г. использует квартиль (деление ряда последовательностей на 4) для исключения случайных величин в выборке значений.
Метод сопоставимой рентабельности
В качестве анализируемого фактора принимается операционная рентабельность одного из показателей:
- Активы – если для ведения деятельности требуются большие капиталовложения;
- Коммерческие, управленческие расходы – у проверяемой организации от них прямо зависит выручка;
- Прямые и косвенные расходы – организация занимается производством товаров, выполнением работ, услуг;
- Продажи – компания постоянно выступает взаимозависимым лицом по отношению к продавцу или покупателю.
Метод распределения прибыли
Рассматривается суммарная или остаточная прибыль, полученная всеми контрагентами сделки до конечного потребителя. Остаточная прибыль рассчитывается как разница между показанной в отчетах и вычисленной указанными выше способами.
Методы трансфертного ценообразования в пунктах 3-5 сложны для применения, так как заключаются в нахождении для равнения компаний, применяющих идентичную налоговую политику по определению затрат – прямых, косвенных.