Срок полезного использования транспортных средств

05.06.2017
0
Команда СП

Как определяется амортизационная группа транспортных средств при эксплуатации предприятием автомобилей? Постепенный перенос первоначальной стоимости объекта выполняется как в бухгалтерском, так и в налоговом учете. Поскольку суммы начисленной амортизации включаются в расходы компании, важно грамотно рассчитывать износ в течение всего срока полезного использования (СПИ) имущества. Разберемся в этом вопросе подробнее.

Амортизационная группа транспортных средств

Установление СПИ любого автомобиля зависит от его технических характеристик. В большинстве случаев это назначение транспорта, грузоподъемность, тип двигателя. Требуемые данные указаны в ПТС модели (строки 2-4) или руководстве по эксплуатации. Чтобы в учете организации амортизация транспортных средств начислялась правильно, необходимо, прежде всего, установить группу по Классификатору ОС, утвержденному в Постановлении № 1 от 01.01.02 г. Этот справочник был обновлен с 01.01.17 г. с введением в силу Постановления № 640 от 07.07.16 г.

Применять новые требования необходимо по тем транспортным средствам, которые были введены в эксплуатацию уже в 2017 г. Если же имущество начали использовать ранее указанной даты, следует рассчитывать износ в прежнем порядке. Согласно Классификации, почти все легковые автомобили (1-3 класса) относятся к 3 группе с СПИ от 3 до 5 лет. (код 310.29.10.2). Точнее установить группу можно по классу транспорта – малому, особо малому, среднему или большому в зависимости от объема двигателя.

Но если легковой автомобиль отнесен к 4 классу, то есть предназначен для управления инвалидом (код 310.29.10.24), устанавливается 4 группа с СПИ от 5 до 7 лет. А дорогостоящие легковые средства 5 класса амортизируются еще дольше – от 7 до 10 лет и для них утверждена 5 группа. Высший класс – это, по разъяснениям чиновников, представительские модели, к примеру, Mercedes-Benz CLS, Lexus, Jaguar, SAAB и пр.

Как установить срок полезного использования транспортных средств

Исходя из норм ст. 258 НК, срок полезного использования транспортных средств – это предполагаемый период эксплуатации объекта. Для того, чтобы ввести автомобиль в эксплуатацию, необходимо в пределах сроков по Классификатору установить СПИ и указать его в акте по форме ОС-1. При это имейте в виду, что:

  • 1 особо малый класс легкового автотранспорта – это машины с объемом двигателя не более 1,2 л.
  • 2 малый класс – не более 1,8 л.
  • 3 средний класс – не более 3,5 л.
  • 4 большой класс – более 3,5 л.
  • 5 высший класс – представительский (в соответствии с разъяснениями Таможенного Комитета в Письме № 04-30/3515 от 26.02.97 г.).

К примеру, автомобиль ВАЗ 2114 относится ко 2 классу, о чем говорит первая цифра 2 в наименовании модели. Следовательно, для начисления амортизации выбирается 3 группа: СПИ установлен в 37 мес. (в пределах от 37 мес. до 60 мес.). Утверждение одинакового срока в НУ и БУ позволит избежать возникновения разниц при последующем расчете.

Амортизация транспортных средств – расчет

Расчет амортизационных отчислений ведется в зависимости от выбранного способа. В налоговом учете разрешается использовать линейный или нелинейный метод (ст. 259 НК). В бухгалтерском – линейный, уменьшаемого остатка, пропорционально СПИ или пропорционально объему товаров/работ. Чтобы упростить ведение учета, рекомендуется выбрать в НУ и БУ линейный метод.

К примеру, предприятие купило в апреле легковой автомобиль стоимостью в 700 000 руб. Регистрация прошла в этом же месяце, а уже в мае объект был введен в эксплуатацию. По имеющимся рабочим характеристикам бухгалтер назначил 3 амортизационную группу, СПИ установлен в 40 мес. Способ начисления – линейный и в НУ, и в БУ. Первый износ начисляется в июне, ежемесячная сумма = 17 500 руб.