Продажа непрофильных активов

26.01.2017
0
Команда СП

Непрофильные активы напрямую не связаны с основными видами деятельности предприятия, но числятся на его балансе в собственности. Законодательство РФ не содержит точного определения профильных или непрофильных ресурсов, тем не менее существуют различные Методические указания, на которые можно ориентироваться. Рассмотрим основные понятия и нюансы бухгалтерского учета продажи непрофильных активов.

Что относится к непрофильным активам

Основное отличие непрофильных активов от профильных в том, что они не участвуют в производственном и сбытовых процессах, не задействованы в реализации как краткосрочных, так и долгосрочных программ развития бизнеса (п. 2.7 Методических указаний). Такие ресурсы считаются второстепенными и могут приносить прибыль, не влияя на ведущую деятельность. К примеру, профильными банковскими продуктами являются – финансово-кредитные предложения, а непрофильными – доли от участия в иных организациях.

В соответствии с подп. 3.1-3.2 Приказа Росимущества № 526 от 30.12.14 г. непрофильные активы – это те ресурсы, которые:

  • Не соответствуют целям образования предприятия.
  • Полностью не используются.
  • Используются не ради достижения зафиксированных в Уставе целей и без соблюдения регламентированных законодательно технических требований.
  • Имеются в собственности организации в излишнем количестве (за отправную точку берутся технически допустимые нормы).

Выделение в совокупном объеме ресурсов величины непрофильных активов позволяет повысить эффективность распоряжения объектами, сконцентрировать вложения на прибыльных направлениях деятельности, сэкономить на инвестициях и разработать прочие прибыльные направления работы для подстраховки бизнеса в целом.

Продажа непрофильных активов

В процессе хозяйственной деятельности нередки ситуации, когда «спящие» непрофильные активы не приносят дохода, но оттягивают на себя значительную долю ресурсов, в том числе денежных. При этом у собственников существует 2 основных механизма действий – реструктуризация или продажа. В каких случаях целесообразна реструктуризация:

  1. Если активы не связаны с основными видами деятельности и ни при каких ситуациях не могут перейти в категорию профильных.
  2. Если активы требуют больших финансовых вложений, чтобы приносить прибыль и оправдать себя.
  3. Если активы имеют высокую себестоимость, а спрос на рынке падает.

Способов перевода таких объектов множество, наиболее выгодный определяется в зависимости от вида и назначения актива. Это может быть, к примеру, сдача объекта в аренду (включая лизинг), передача на управление вспомогательным производствам или другому юридическому лицу, замена позиции на аналогичную по свойствам и др. Радикальными методами являются ликвидация, а также продажа, требующая подготовки.

Преимущества реализации очевидны – оперативность получения дохода, уменьшение общих издержек организации, рост инвестиционной привлекательности бизнеса. Наличие дополнительных денежных средств позволяет улучшить основное производство путем модернизации технологических процессов, автоматизации оборудования, повышения производительности труда, увеличения заработка персонала и пр.

Основные предпродажные мероприятия:

  • Комплексная оценка и анализ основного бизнеса.
  • Выделение объектов непрофильных активов.
  • Проведение анализа эффективности актива, его оценка.
  • Разработка плана реструктуризации/продажи.
  • Выбор оптимального способа работы с активом.

В бухучете операции по продаже непрофильных активов отражаются согласно положениям о доходах и расходах компании – ПБУ 9/99, 10/99. Счета учета используются в соответствии с Планом счетов по Приказу № 94н.

Типовые проводки оформляются следующим образом:

  • Д 62 К 91 – отражена договорная цена реализации объекта в составе прочих доходов фирмы.
  • Д 91 К 68 – выделен по сделке НДС.
  • Д 91 К 01, 07, 10, 08 – отражено списание актива по балансовой стоимости.

Вывод – работа с непрофильными активами представляет собой трудоемкий процесс, требующий специальных знаний и практических навыков. Такие объекты могут как находиться в собственности предприятия, так и привлекаться со стороны. Грамотное управление требует не только проведения анализа перспективности владения подобными ресурсами, но и оценку возможных рисков с учетом экономической ситуации в стране.