Одна из типичных задач ФНС в рамках контрольно-надзорной деятельности ведомства — выявление фактов «дробления» бизнеса. Рассмотрим, зачем это надо налоговикам, и какие критерии они при решении данной задачи они применяют.
Что понимать под «дроблением бизнеса»?
Прежде чем говорить о том, по каким признакам инспекторы обнаружат дробление бизнеса, имеет смысл определиться со значением самого понятия «дробление».
С одной стороны, суть формы данного явления понятна: «дробление бизнеса» в данном случае — это распределение ресурсов предприятия (фактически принадлежащих одному владельцу, выгодоприобретателю) по нескольким юридически независимым друг от друга хозяйствующим субъектам. Такое распределение может быть осуществлено:
- в целях повышения эффективности работы предприятия;
- в целях минимизации налогообложения (ухода от налогов).
Именно в контексте минимизации и следует рассматривать признаки дробления бизнеса с точки зрения их оценки контролирующими органами.
Ни в одном нормативном акте эти признаки не закреплены. Но в положениях ст. 54.1 НК РФ сказано, что недопустима минимизация налогообложения, ставшая итогом:
- искажения данных о фактах хозяйственной жизни предприятия;
- сделок, которые были совершены именно в целях соответствующей минимизации.
Кроме того, ФНС в письме от 31.10.2017 № ЕД-4-9/22123@ указывает, что частный случай искажения данных о фактах хозяйственной жизни — это как раз «дробление» бизнеса. В свою очередь, в более раннем письме — от 11.08.2017 № СА-4-7/15895@, ФНС предпринимает попытку конкретизировать признаки соответствующего дробления, осуществляемого в целях ухода от налогов.
Читайте также: Критерии налоговых рисков
Дробление бизнеса: 17 признаков по версии ФНС
В письме от 11.08.2017 № СА-4-7/15895@, налоговики выделяют 17 ключевых критериев, по которым может быть установлено «дробление» бизнеса в целях минимизации налогов. Признаки дробления бизнеса ФНС приводит следующие:
- производственный процесс распределен между несколькими субъектами, работающими на спецрежимах, тогда как основное предприятие, работающее на ОСНО, должно было бы платить налог на прибыль и НДС;
- налоговые обязательства участников схемы дробления уменьшились или не поменялись, при том, что их хозяйственная деятельность расширилась;
- налогоплательщик, или связанные с ним лица, являются выгодоприобретателями от применения схемы дробления;
- участники «схемы» занимаются одинаковым видом хозяйственной деятельности;
- участники были учреждены незадолго до увеличения масштабов предприятия (как будто специально под это увеличение);
- участники несут друг за друга расходы;
- участники тем или иным образом зависят друг от друга (например, являются родственниками, работают при наличии служебной подконтрольности и т.п.);
- персонал на предприятиях «схемы» формально перераспределяется, но без изменений в должностных обязанностях;
- у подконтрольных в рамках «схемы» лиц нет основных и оборотных средств, кадров;
- участники используют одни и те же публичные идентификаторы (вывески, сайты, адреса), банки для открытия счетов, ККТ;
- один участник — единственный контрагент другого, участвующего в «схеме» (или у всей «схемы» одни и те же контрагенты);
- участниками «схемы» фактически управляют одни и те же люди;
- на всех участников работает одна и та же бухгалтерская, кадровая, юридическая, логистическая и т.п. службы;
- одни и те же лица представляют всех участников во взаимодействии с государственными органами и другими контрагентами (не входящими в «схему»);
- у предприятия почти достигнуты лимиты для применения спецрежимов (по численности персонала, выручке, площадям);
- бухгалтерские регистры показывают уменьшение рентабельности бизнеса с учетом вновь созданных фирм;
- поставщики и покупатели распределяются по «удобным» схемам налогообложения (каждая из которых применяется определенным участником).
Отметим, что ссылающееся на письмо ФНС, где отражены 17 признаков дробления бизнеса, письмо Минфина от 15.02.2019 № 03-02-07/1/9647 содержит тезис о том, что «дробление» может быть установлено только при наличии однозначных доказательств. Приведенные выше признаки не должны быть предметом доводов и подозрений.
Во многих случаях факты, доказывающие признаки дробления бизнеса со стороны ФНС (и по иным критериям), рассматриваются в суде. Таким образом, важнейшую роль в понимании сущности и правовых последствий дробления бизнеса играет правоприменительная практика. Ознакомимся с некоторыми типичными сценариями выявления такого дробления с учетом позиций судов.
Признаки дробления бизнеса в 2020 году: актуальное из практики
Отражающие дробление бизнеса признаки для налоговой, приведенные выше, могут быть дополнены следующими сценариями, при которых предприятие может быть признано «раздробленным» в целях уклонения от уплаты налогов:
- Когда большие ресурсы предприятия оперативно переводятся в распоряжение вновь созданных хозяйствующих субъектов.
Это может быть массовый перевод работников, перемещение основных средств (Апелляционное определение Забайкальского краевого суда от 17.04.2014 по делу № 22-1297/2014).
- Когда участники «схемы» ведут учет и готовят отчетность с помощью одних и тех же программ, каналов связи (приговор Яранского районного суда Кировской области от 28.12.2016 по делу № 1-1/2017 (59807)).
Как вариант — подготовка и сдача документации силами одних и тех же работников.
- Когда бухгалтерская и иная ключевая документация нескольких участников «схемы» хранится в одном месте (приговор Железнодорожного районного суда г. Читы от 06.11.2013 по делу № 1-9/2013 (1-249/2012)).
- Когда несколько формально независимых предприятий продают товары в одном месте, даже не привязывая те или иные позиции к конкретным собственникам (как вариант — хранят товары на одном складе) (приговор Яранского районного суда Кировской области от 28.12.2016 по делу № 1-1/2017 (59807)).
- Когда «схемы» заключают договоры по одной и той же форме и содержанию (приговор Железнодорожного районного суда г. Читы от 11.07.2014 по делу № 1-20/2014 (1-325/2013)).
Это лишь некоторые примеры проявления признаков дробления бизнеса из множества возможных. В то же время, суд может счесть дробление вполне обоснованным, если будет доказано, что оно имеет целью не нарушение налогового законодательства, а исключительно повышение производительности предприятия.
Следует отметить, что значительная часть «схем» базируется на дроблении в целях неправомерного использования льготного спецрежима налогообложения. Данный тезис содержит и отражающее признаки дробления бизнеса письмо ФНС № СА-4-7/15895@.
Это вполне логично: именно спецрежим дает наибольшие налоговые преференции и, соответственно, пространство для минимизации платежной нагрузки. Главной задачей ФНС становится при этом «вычисление» ключевого игрока «схемы» - на которого потом можно «повесить» недоплаченные налоги (в общем случае — по факту пересчета их на режиме ОСНО). Но не всегда: дополняющая отраженные в письме про дробление бизнеса 17 признаков ФНС судебная практика свидетельствует и о том, что «пересчет» может происходить и между разными спецрежимами. Например — с ЕНВД на УСН, если будет установлена неправомерность перевода части бизнес-процессов на «вмененку» для сокрытия реальной выручки.
Читайте также: Долговой центр ФНС: что это такое