Скоро вступают в силу новые правила предрейсового контроля транспортных средств (ТС). Ознакомимся с их ключевыми положениями и особенностями применения таких правил на практике.
Предрейсовый контроль ТС в 2021 году: нормативная база
Минтранс России приказом от 15.01.2021 № 9 утвердил новый Порядок, по которому должен проводиться предрейсовый контроль технического состояния автомобилей. Документ действует с 1 сентября 2021 года. Прежний Порядок, утвержденный приказом Минтранса от 08.08.2018 № 296, утратил силу с 1 января 2021 года (п. 144 приложения № 2 к Постановлению Правительства от 26.10.2020 № 1742).
Поскольку ранее действовавший норматив отменен, а новый еще не вступил в силу, правомерно говорить, что до 1 сентября предприятиям, эксплуатирующим ТС, фактически следует продолжать соблюдать положения приказа № 296, чтобы избежать возможных претензий со стороны контролирующих органов.
Таким образом, к 1 сентября 2021 года хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие транспортные средства, должны подготовиться к применению приказа № 9, по которому будет проводиться предрейсовый технический контроль. Ознакомимся с ключевыми положениями данного документа.
Предрейсовый (предсменный) технический контроль ТС в 2021 году: новые правила
Требования по новому приказу № 9 должны исполнять и организации и ИП, перевозящие пассажиров и грузы по коммерческим договорам, а также осуществляющие перевозки грузовиками, автобусами для собственных нужд (п. 2 Порядка).
Проведение предрейсового технического контроля осуществляется в любой промежуток времени, который нужен для установления технического состояния ТС, с момента въезда ТС на парковку по возвращении из рейса и завершении смены водителя до выезда ТС с парковки (п. 4 Порядка). При сменной работе нескольких водителей (на одном ТС) проведение предрейсового контроля технического состояния транспортных средств осуществляется до начала рейса либо смены водителя, выезжающего с парковочного места первым (п. 5 Порядка).
Проводить предрейсовый технический контроль транспортных средств управомочены собственные или приглашенные работники, которые должны соответствовать установленным требованиям в части квалификации (п. 6 Порядка). Такие требования закреплены в приказе Минтранса России от 31.07.2020 № 282, соответствие таким требованиям означает, что сотрудник может эффективно применять различные средства предрейсового контроля, выполнять установленные требования.
Требования к лицу, которое осуществляет предрейсовый контроль технического состояния транспортного средства, зависят от того, есть ли у него профильное образование. Такой специалист должен иметь, как минимум, среднее профессиональное образование, относящееся к группе 23.00.00 «Техника, технологии наземного транспорта» (в соответствии с классификатором, утв. приказом Минобрнауки от 29.10.2013 № 1199). Лицам, имеющим среднее профобразование иного профиля, необходимо пройти профессиональную переподготовку с последующим присвоением квалификации контролера ТС (п. 13.3 Требований по приказу № 282).
Положениями п. 13.4 Требований также устанавливается минимальный стаж работы для сотрудника, который управомочен осуществлять предрейсовый контроль технического состояния транспортного средства. Если у работника среднее профобразование по профессии, то его стаж должен составлять 3 года. Если у человека есть такое образование по специальности, то минимальный стаж — 1 год. А если у лица со средним образованием есть квалификация по специальности 23.02.03 («Техобслуживание и ремонт автотранспорта»), требования к стажу не устанавливаются, он сразу может осуществлять проведение предрейсового технического контроля транспортных средств.
В п. 7 Порядка по приказу № 9 указано, что именно нужно проверять, когда проводится предрейсовый контроль транспортного средства, в частности:
- исправность тормозов, рулевой системы, колес, звукового сигнала и т.д.;
- исправность предусмотренных конструкцией ТС замков, тягово-сцепного устройства, системы обогрева, обдува стекол и др.;
- наличие зеркал, ремней безопасности, индикации, свидетельствующей о неисправности и пр.;
- исправность стеклоочистителей, внешних световых приборов;
- укомплектованность аптечкой, огнетушителем и т.д.
Результаты проверки фиксируются в «Журнале регистрации результатов контроля», который должен соответствовать требованиям, указанным в п. 9 Порядка. В частности, в нем указываются:
- название марки, модели ТС;
- государственный номер авто;
- дата и время проведения процедуры;
- ФИО специалиста, который проводит контроль;
- сведения с одометра;
- отметка о проведении контроля («пройден», «не пройден»);
- подпись специалиста, который проводит контроль.
Допускается ведение журнала с записями о проведении предрейсового контроля технического состояния ТС в электронном виде. В этом случае документ заверяется квалифицированной ЭЦП (п. 11 Порядка).
Если предрейсовый контроль технического состояния машины не выявил проблем, сведения о нем фиксируются в путевом листе на основании записи об осуществлении контроля, внесенной в журнал (п. 13 Порядка). Путевой лист заполняется согласно требованиям Приказа Минтранса от 11.09.2020 № 368.
В соответствии с п. 16 «Порядка заполнения путевого листа», утвержденного приказом № 368, дата и время проведения предрейсового контроля ТС проставляются ответственным специалистом в путевом листе с отметкой «выпуск на линию разрешен». Запись заверяется подписью данного специалиста с указанием фамилии и инициалов.
Читайте также: Режим работы (труда и отдыха) водителя: новые правила 2021