Правила коммерческого учета объема ТКО по 505 Постановлению

18.06.2024
0
Правила коммерческого учета объема ТКО 505 применяются физлицами, юрлицами и предпринимателями для расчетов по договору оказания услуг по обращению с коммунальными отходами. В статье расскажем об основных способах коммерческого учета, как их правильно примерять, а также о том, какие изменения ждут потребителей с 1 сентября 2024 года.

Постановление 505 и другие нормативные акты о мусоре (ТКО)

Регулирование деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, включая вопросы коммерческого учета твердых коммунальных отходов, осуществляется:

  • Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ст. 24.6 – ст. 24.13 Закона № 89-ФЗ).
  • До 1 сентября 2024 года Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов» (далее - Правила № 505). С 1 сентября - Постановлением Правительства РФ от 24.05.2024 № 671 «О коммерческом учете объема и (или) массы твердых коммунальных отходов».
  • Нормативными актами, в том числе ведомственными, регулирующими обращение с коммунальными отходами. Это, например, Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами…», Постановление Правительства РФ от 26.08.2023 № 1390 «О порядке определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов…» и т.п.

Как работает механизм обращения с ТКО

В настоящее время деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению ТКО осуществляет региональный оператор. Это юридическое лицо, обязанное обеспечить деятельность по осуществлению всего цикла обращения с ТКО (сбор, транспортирование, обработка, обезвреживание, утилизация, размещение) на территории определенной зоны в пределах субъекта РФ.

В соответствии с п. 4 ст. 24.7 Закона № 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг именно с региональным оператором, в зоне деятельности которого они находятся (раньше можно было выбирать, с кем заключать договоры).

Собственники ТКО – это:

  • собственники помещений в многоквартирных домах (МКД);
  • собственники частных домовладений;
  • юрлица и ИП, в результате деятельности которых образуются ТКО.

Для регионального оператора договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным. То есть, он не вправе отказать в заключении договора собственнику отходов, если эти отходы образуются в зоне его деятельности.

Что касается потребителей, то для них действует следующее правило: незаключение или уклонение от заключения договора с регоператором не освобождает от обязанности платить за услугу по обращению с ТКО. Но, есть исключение: юрлица, в результате деятельности которых образуются ТКО, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором только, если у них есть объект размещения отходов в границах земельного участка, на территории которого образуются отходы, или на смежном земельном участке.

Типовой договор на вывоз отходов (ТКО)

Форма типового договора утверждена Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156. В договоре, помимо прочего, стороны должны определить порядок учета объёма и (или) массы ТКО в целях осуществления расчётов для оплаты услуг, оказанных региональным оператором.

Коммерческий учет твердых коммунальных отходов

На данный момент коммерческий учёт объёма и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с Правилами, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 № 505.

Способ коммерческого учета оговаривается в договоре на вывоз ТКО. Отметим, что ФАС России полагает: навязывание регоператором потребителю заведомо невыгодного для потребителя способа коммерческого учета является нарушением антимонопольного законодательства. Подробнее читайте в Письме ФАС России от 11.08.2021 № ВК/67016/21 в системе КонсультантПлюс. Система позволяет воспользоваться бесплатно демонстрационной версией в течение 2-х дней (подключение к демонстрационной версии по ссылке).

Какие отходы отнесены к твердым коммунальным отходам

Твердые коммунальные отходы – это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления, а также товары, которые утратили свои потребительские свойства в процессе их использования. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юрлиц, ИП и аналогичные по составу тем, которые образуются в жилых помещениях (ст. 1 Закона № 89-ФЗ).

То есть, это пищевые отходы, упаковка продуктов (стеклянная, деревянная, полимерная и т.п.), растения, пришедшая в негодность мебель, мелкая и крупная бытовая техника, электрические приборы (за исключением ртутьсодержащих ламп) и т.п.

Какие отходы необходимо регистрировать

Согласно п. 2 Правил № 505 коммерческому учёту подлежит объем и (или) масса:

  1. Твердых коммунальных отходов в местах их накопления (это касается сортированных и не сортированных ТКО, а также крупногабаритных отходов).
  2. ТКО, которые собираются и транспортируются операторами по обращению с ТКО.
  3. Отходов, которые поступают на объекты, используемые для обработки, обезвреживания и захоронения ТКО, и транспортируются с таких объектов.

Способы коммерческого учета твердых коммунальных отходов

Перечень способов коммерческого учета, содержащийся в Правилах № 505 (п. 5), является закрытым (исчерпывающим). Учет ТКО осуществляется исходя из:

  1. нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;
  2. количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО;
  3. массы ТКО, определенной с использованием средств измерения.

Первые два способа относятся к расчетным (подп. «а» п. 5 Правил № 505).

Одновременно с перечнем допустимых способов учета Правила № 505 устанавливают применимость каждого способа к различным участникам, осуществляющим накопление, сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение ТКО.

Обратите внимание! Два первых способа подлежат применению при осуществлении расчетов с собственниками ТКО (п. 6). Третий способ применяют при осуществлении расчетов с операторами по обращению с ТКО, владеющими на праве собственности или на ином законном основании объектами обработки, обезвреживания и (или) захоронения ТКО (п. 9).

Все три способа применяются при осуществлении расчетов с операторами, осуществляющими деятельность по транспортированию ТКО (п. 7).

Коммерческий учет ТКО при раздельном накоплении отходов

При раздельном накоплении твердых коммунальных отходов их учет осуществляется в соответствии с абз. 3 подп. «а» п. 5 Правил (по количеству и объему контейнеров) (п. 8 Правил № 505).

Раздельное накопление отходов представляет собой накопление отходов путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (п. 2 ст. 13.4 Закона № 89-ФЗ).

При этом, раздельное накопление сортированных ТКО следует считать организованным в случае утверждения органом государственной власти субъекта РФ порядка раздельного накопления ТКО и фактического выполнения потребителями разделения ТКО по установленным нормативным актом субъекта РФ видам отходов и складирования сортированных отходов в отдельных контейнерах.

Правила коммерческого учета ТКО в жилых помещениях

Положения коммерческого учета ТКО в отношении собственников и пользователей жилых помещений уточняются в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг…».

Согласно п. 148(30) Правил № 354 коммерческий учет ТКО в жилых помещениях (жилой дом, квартира, комната) осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО.

В случае, если введено раздельное накопление сортированных ТКО, то учет можно вести расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.

То есть, для потребителей в жилых помещениях наличие системы раздельного сбора является обязательным требованием для расчета «по факту» (исходя из количества и объема контейнеров).

Расчет размера оплаты за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю, производится по формулам, указанным в Постановлении № 354.

Особенности учета ТКО для нежилых помещений МКД

Пунктом 148(38) Правил № 354 предусмотрено, что размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в нежилом помещении в многоквартирном доме, определяется в соответствии на основании нормативов накопления ТКО (формула 9(5) приложения № 2 к указанным Правилам).

Однако, владельцы нежилых помещений в МКД при наличии собственного контейнера, установленного на площадке накопления ТКО вправе осуществлять коммерческий учет ТКО исходя из количества и объема контейнеров.

При раздельном накоплении сортированных отходов, а также в случае, если это указано в договоре, размер платы за данную услугу в нежилом помещении в МКД определяется в соответствии с формулой 9(6) приложения № 2 к Правилам № 354 исходя из объема вывезенных контейнеров.

Что такое нормативы накопления ТКО

Норматив накопления ТКО – это среднее количество отходов, образующихся в единицу времени (за год).

Нормативы используются для формирования тарифов и расчета размера платы за услугу по обращению с ТКО. Также норматив накопления ТКО позволяет определить, сколько мусорных контейнеров можно и нужно установить, например, во дворе МКД.

Данный показатель формируется на основании проведения замеров в соответствии с Правилами определения нормативов, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.08.2023 № 1390 «О порядке определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов…». Документ регулирует процессы сбора, анализа и расчёта данных о массе и объёме накапливаемых ТКО с учётом их сезонности.

Для замеров используются контейнеры, бункеры, мешки для мусора и другие емкости, а полученные результаты суммируют по дням недели в течение семи дней. Замеры проводятся зимой, весной, летом и осенью. Массу ТКО определяют взвешиванием заполненных контейнеров за вычетом массы пустого контейнера, при этом запрещено утрамбовывать и уплотнять мусор. В составе ТКО учитывают отходы, которые образуются при уборке придомовой территории, но отходы объектов разных категорий не смешивают. Из полученного результата складывается норматив, который выражается в количественных показателях массы и объема отходов на 1 расчетную единицу.

Нормативы различаются в зависимости от:

  • территорий субъекта РФ: региональные и муниципальные;
  • категорий потребителей: для физических и юридических лиц;
  • категорий объектов, на которых образуются отходы.

Норматив накопления ТКО утверждает орган субъекта РФ, который наделен соответствующими полномочиями (чаще это региональное министерство строительства и ЖКХ или областной департамент ЖКХ, департамент природопользования и т.п.). Чтобы узнать норматив в конкретном населенном пункте, необходимо изучить региональное законодательство, а в некоторых случаях и местное.

Например, нормативы накопления ТКО в Санкт-Петербурге установлены распоряжением Комитета по тарифам Санкт‑Петербурга от 14.04.2017 № 30-р «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Санкт‑Петербурга».

Нормативы накопления ТКО на территории Москвы утверждены распоряжением ДЖКХ Москвы от 29.09.2021 № 01-01-14-194/21.

В Московской области действуют нормативы, утвержденные Распоряжением Министерства ЖКХ МО от 20.09.2021 № 431-РВ.

Способы учета ТКО для СНТ

Садоводческие, огороднические и дачные объединения, как собственники ТКО, наряду с иными юрлицами обязаны заключать договор на оказание услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором (п. 4 ст. 24.7 Закона № 89-ФЗ).

Для СНТ коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из (п. 6 Правил № 505):

  • нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема

или

  • количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления отходов.

При этом выбор конкретного способа коммерческого учёта ТКО определяется конкретными фактическими обстоятельствами, в частности, используемым СНТ способом складирования ТКО.

СНТ заключает договор по нормативу в случае отсутствия собственной контейнерной площадки, при этом начисления производятся круглогодично.

Заключить договор по объему СНТ может в случае наличия собственной контейнерной площадки, с установленными на ней контейнерами (технические характеристики которого согласованы с Региональным оператором).

Контейнерная площадка должна быть организована в соответствии СНиП 30-02-97 (Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения) и внесена в муниципальный реестр мест накопления ТКО (в рамках Постановления Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 «Об утверждении правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра»). Внесение в реестр производится путем подачи соответствующей заявки оператору реестра.

Правила коммерческого учета для владельцев объектов по обращению с ТКО

Согласно Правилам коммерческого учета объема ТКО № 505, владельцы объектов по обращению с ТКО ведут учёт отходов исходя из их массы, которая определяется с использованием средств измерения.

Если объект не оборудован средствами измерения или данные средства являются неисправными, то коммерческий учёт массы ТКО производится исходя из средней плотности и объёма ТКО.

Средняя плотность и объем ТКО определяются исходя из момента обнаружения неисправности средства измерения.

Если с момента установления факта неисправности (отсутствия) средства измерения прошло не более 30 дней, то плотность и объем ТКО определяются согласно вместимости кузова транспортного средства с учётом коэффициента максимально допустимого сжатия отходов (при наличии такого коэффициента) в соответствии с технической документацией на транспортное средство.

Если с момента установления неисправности (отсутствия) средства измерения прошло больше 30 дней, то объем ТКО рассчитывается исходя из уменьшенной вдвое вместимости кузова транспортного средства с учётом коэффициента максимально допустимого сжатия отходов (при наличии) в соответствии с технической документацией на транспортное средство.

Средство измерения считается неисправным (п. 12 Правил № 505), если:

  • оно не отображает результаты измерения;
  • есть признаки несанкционированного вмешательства в работу средства измерения;
  • есть следы нарушения контрольных пломб или знаков поверки, нанесённых на средство измерения;
  • есть механические повреждения средства измерения;
  • допустимая погрешность показаний средства измерения, превышает установленную в технической документации;
  • истёк межповерочный интервал поверки средства измерения.

Допуск средства измерения отходов к эксплуатации

Средства измерения, установленные на объекте, допускаются к эксплуатации комиссией. Комиссию формирует владелец объекта. В ее состав должны входить:

  • представитель владельца объекта;
  • представитель регионального оператора;
  • представитель организации, осуществляющей монтаж и наладку сдаваемого в эксплуатацию средства измерения.

При проведении мероприятий по допуску средства измерения к эксплуатации комиссия проверяет:

  • соответствие заводских номеров номерам, указанным в паспорте средства измерения (формуляре);
  • соответствие схемы установки средства измерения представленной проектной документации;
  • наличие знаков последней поверки (за исключением новых средств измерения);
  • работоспособность средства измерения и телеметрических устройств (при наличии).

В случае успешного прохождения проверки комиссия составляет и подписывает акт о допуске средства измерения к эксплуатации.

С даты подписания акта средство измерения считается пригодным для определения массы ТКО в целях коммерческого учёта ТКО. Средство, не прошедшее проверку, к эксплуатации не допускается.

Журнал учета ТКО

Журнал учета движения отходов обязаны вести все юрлица и индивидуальные предприниматели, в результате деятельности которых образуются отходы на предприятии (ст. 19 Закона № 89-ФЗ).

Журнал учета ТБО – это документ, который отображает движение отходов на предприятии, а именно факт образования и передачи отходов на переработку, обезвреживание или захоронение на полигоне.

Обратите внимание! В настоящее время термин ТБО (твердые бытовые отходы) не используется. Вместо него с 2015 года применяется термин твердые коммунальные отходы (ТКО).

Учитывать нужно отходы I-V классов опасности - то есть все, включая бумагу, пищевые остатки, натуральный текстиль и другие органические отходы.

Порядок ведения журнала и рекомендуемые образцы таблиц утверждены Приказом Минприроды РФ от 08.12.2020 № 1028 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами». Этот порядок будет действовать до 1 января 2027 года.

Журнал учета образования и вывоза ТКО включает в себя следующую информацию:

  • количество и состав образовавшихся отходов;
  • количество отходов, полученных от других лиц;
  • количество переданных другим лицам отходов;
  • контрагенты, их лицензии и договоры о приеме или передаче отходов;
  • обращение с отходами: хранение, накопление, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение.

Это внутренний документ. Вести его можно как на бумаге, так и в электронном виде. В течении 5 лет журнал должен храниться на предприятии, после чего может быть утилизирован (п. 16 Порядка № 1028).

Годовой итоговый журнал следует подготовить до 25 января следующего года (п. 11 Порядка № 1028). Сдавать журнал, составленный по итогам года, нужно в Росприроднадзор. Но он подается не как самостоятельный отчет, а как приложение к декларации по НВОС (негативное воздействие на окружающую среду) - до 10 марта года, следующего за отчетным (п. 3 Порядка, утв. приказом Минприроды от 10.12.2020 № 1043). Если компания не отчитывается по НВОС, то журнал сдавать не надо.

Неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами влечет наложение административного штрафа (п. 10 ст. 8.2 КоАП РФ):

  • на должностных лиц в размере от 20 000 до 40 000 руб.;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юрлица, - от 40 000 до 60 000 руб.;
  • на юрлиц - от 200 000 до 350 000 руб.

Федеральная государственная система учета ТКО

В России в целях информационного обеспечения деятельности по обращению с отходами, в том числе планирования и контроля в области обращения с твердыми коммунальными отходами, создана федеральная государственная информационная система учета ТКО (ФГИС «УТКО») (п. 1 ст. 13.5 закона № 89-ФЗ).

Оператором системы является российский экологический оператор. ФГИС «УТКО» введена в эксплуатацию 1 декабря 2023 года. Порядок ее функционирования установлен Постановлением Правительства РФ от 20.05.2022 № 913 «Об утверждении Положения о федеральной государственной информационной системе учета твердых коммунальных отходов».

Данная система будет содержать следующую информацию:

  • об источниках образования твердых коммунальных отходов (предоставляется региональными операторами);
  • о местах накопления ТКО, в том числе об осуществлении раздельного накопления отходов;
  • об объектах обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов;
  • о балансах количественных характеристик образования, утилизации, обезвреживания, захоронения отходов на территориях субъектов РФ;
  • о схеме потоков ТКО;
  • о договорах, заключенных в сфере обращения с ТКО;
  • о тарифах в сфере обращения с ТКО;
  • о нормативах накопления отходов;
  • об измерениях количества ТКО;
  • данные других измерительных (контрольных) систем.

Размещать информацию в ФГИС «УТКО» должны:

  • федеральные органы исполнительной власти;
  • органы исполнительной власти субъектов РФ;
  • органы местного самоуправления;
  • региональные операторы;
  • юрлица, ИП, осуществляющие деятельность в области обращения с твердыми коммунальными отходами;

Юридические лица, осуществляющие только образование твердых коммунальных отходов, информацию во ФГИС «УТКО» не предоставляют, поскольку в данной системе содержится информация исключительно об объектах обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов и о средствах измерения массы отходов.

Состав, сроки и периодичность размещения информации в государственной информационной системе учета ТКО установлены Приказом Минприроды России от 26.12.2022 № 919.

ФГИС состоит из открытой и закрытой частей (п. 16 Постановления Правительства № 913). В свободном доступе размещена та часть ФГИС УТКО, которая касается объектов ТКО. Внутренняя информация доступна для участников системы, к которым относятся органы исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления, региональные операторы по обращению с ТКО, юрлица и ИП в сфере ТКО. Они проходят авторизацию через Госуслуги.

За нарушение порядка и сроков предоставления информации в систему учета твердых коммунальных отходов для виновных установлена административную ответственность - штраф в размере от 5 000 до 10 000 руб. (п. 14 ст. 8.2 КоАП РФ).

Что меняется в системе коммерческого учета ТКО

Итак, в настоящий момент коммерческий учет ТКО осуществляется по 505 Правилам. Данный порядок будет действовать до 1 сентября 2024 года.

С 1 сентября 2024 года вступает в действие Постановление Правительства РФ от 24.05.2024 № 671 «О коммерческом учете объема и (или) массы твердых коммунальных отходов». Данный документ серьезных изменений не вносит, в основном он конкретизирует положения действующего Постановления.

Сравнение способов коммерческого учета ТКО в двух документах.

Постановление Правительства РФ от 03.06.2016 № 505 (п. 5)

Постановление Правительства РФ от 24.05.2024 № 671 (п. 6)

Коммерческий учёт ТКО осуществляется:

1. Расчётным путём исходя из:

  • нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объёма;
  • количества и объёма контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.

2. Исходя из массы ТКО, определённой с использованием средств измерения.

Коммерческий учёт ТКО осуществляется:

1. Расчётным путём исходя из:

  • нормативов накопления ТКО в показателях объёма и количества расчётных единиц, утверждаемых органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта РФ) при определении нормативов накопления ТКО для соответствующей категории объекта, на котором образуются ТКО;
  • количества и объёма контейнеров, бункеров для накопления ТКО, установленных в местах (площадках) накопления ТКО, в которых осуществляется складирование ТКО, в показателях объёма с учётом периодичности вывоза.

2. Исходя из массы ТКО, определённой с использованием средств измерения.

В новом постановлении также уточняется порядок выбора конкретного способа учета ТКО для расчета платы за услугу по обращению с ТКО для отдельных категорий потребителей.

Причем, следует отметить, что право выбора условий для расчёта оставлено за органами государственной власти субъектов РФ (п.7 Постановления № 671).

Для случаев, когда коммерческий учёт ТКО ведётся с использованием средств измерения и такое устройство неисправно или вышло из строя, новым документом предусмотрена формула:

Мтко = (Vк ×р)/2

Vк - вместимость кузова транспортного средства, определённая в соответствии с технической документацией на транспортное средство (м3);

р - средняя плотность ТКО.

Обратите внимание! Регламент распространится на новые договоренности между сторонами. В случае отсутствия новых контрактов продолжат действовать старые правила.

***

Таким образом, продолжается совершенствование законодательства в области обращения с отходами, что, несомненно, окажет влияние на экологическую обстановку и повышение эффективности расчетов в данной области.

Специализация: Гражданское право (договорное, трудовое, налоговое), гражданский и арбитражный процесс.

Советник юстиции 1-го класса в отставке.

В 1997 году закончила Московский Международный Университет по специальности юриспруденция.

Большой опыт работы в Министерстве юстиции РФ и ФССП. Представление интересов данных структур в государственных органах законодательной и исполнительной власти, перед третьими лицами. Судебная практика в арбитражных судах и судах общей юрисдикции. В настоящее время занимаюсь частной практикой, имею большой успешный опыт самостоятельной реализации различных проектов.

Посмотрите другие статьи и образцы документов раздела: Жилищно-коммунальное хозяйство