Рост тарифов ЖКХ регулируется на двух уровнях российского законодательства — федеральном и региональном. Рассмотрим, как узнать на основании положений действующих нормативных актов, насколько увеличились эти тарифы в 2020 году.
Тарифы ЖКХ: особенности роста
Изменение (обычно это повышение) тарифов ЖКХ осуществляется по довольно сложной схеме. Она предусматривает применение:
1. Предельных индексов изменения размера платы за ЖКХ — устанавливаемых каждым субъектом РФ в муниципалитетах, входящих в соответствующий субъект.
2. «Обычных» индексов изменения размера платы за ЖКХ в среднем по субъектам — устанавливаемых Правительством для каждого субъекта РФ.
3. Предельно допустимых отклонений «предельных» индексов от «обычных» - которые также устанавливаются Правительством РФ.
Предельные индексы устанавливаются 1 раз в 3 года (или реже) с учетом величины «обычных» индексов и отклонений.
Предельным индексам обязаны следовать все поставщики, оказывающие в соответствующем муниципалитете (для которого эти индексы определены) услуги:
- по теплоснабжению;
- по водоснабжению (горячему и холодному) и водоотведению;
- по электроснабжению;
- по газоснабжению;
- по вывозу мусора.
Правительство России устанавливает долгосрочным нормативным актом:
- точные «обычные» индексы изменения размера коммунальных платежей на первый год периода, указанного в соответствующем нормативном акте;
- примерные «обычные» индексы на второй и последующие годы периода, указанного в нормативном акте;
- точные отклонения на весь период, указанный в нормативном акте.
Так, распоряжением Правительства России от 15.11.2018 № 2490-р указанные показатели определены на период с 2019 по 2023 годы. Документ содержит точные индексы, по которым считались:
То есть, документ предполагал двухэтапное увеличение тарифов в 2019 году. Это объяснялось повышением с 2019 г. ставки НДС с 18% до 20%, в связи с чем ресурсоснабжающим компаниям потребовалось досрочное индексирование тарифов. Тарифы первого полугодия выросли с января 2019 г. (на 1,7%), а следующий месяц, с которого вновь повысились тарифы ЖКХ — июль (рост по регионам на 2 - 4,8%).
Также Правительство ежегодно устанавливает уточненные «обычные» индексы.
Самый «свежий» норматив, утвердивший эти индексы на 2020 год по регионам — Распоряжение Правительства России от 29.10.2019 № 2556-р. Главная его особенность в том, что отраженные в нем индексы подлежат применению только со второго полугодия. То есть, тарифы ЖКХ с 1 января 2020 года увеличению не подлежат — но вырастут в июле (в среднем на 3,6 – 6,5% в зависимости от региона).
Что же с предельными индексами?
Их власти субъекта РФ устанавливают только долгосрочным нормативным актом — на период не менее 3 лет (п. 3 Основ формирования индексов изменения платы за ЖКХ, утв. Постановлением Правительства России от 30.04.2014 № 400). При этом не запрещено вносить в однажды принятый норматив уточнения — чем многие региональные власти пользуются.
Устанавливающий предельные индексы региональный акт, как правило:
- включает конкретные индексы роста тарифов ЖКХ за первый и второй годы периода, который указан в соответствующем акте;
- содержит формулу, которая разъясняет расчет тарифов за третий и последующий годы периода.
Эта формула может выглядеть очень интересно. В общем случае она включает такой показатель как «наиболее невыгодный для потребителя» (с точки зрения прироста платы за ЖКХ) набор услуг — по которому таким образом определяется максимальная их стоимость (а затем и порядок ее индексации).
Так или иначе, в муниципалитетах повышение тарифов ЖКХ с 1 января или с 1 июля в общем случае не может превышать индексов, определенных на федеральном уровне для субъектов РФ. По сути, муниципальные тарифы «синхронизируются» с теми, что определены для региона в целом — с применением различных формул.
При этом, определенное пространство для «маневра» у региональных властей в части тарификации есть, и применение его возможно как раз благодаря тем самым отклонениям, которые определяются федеральными властями. Именно на их величину — относительно «обычных» индексов, можно увеличивать индексы предельные, устанавливаемые по муниципалитетам.
Кроме того, предельные индексы могут превышать «обычные» более, чем на величину отклонения, если это обусловлено порядком регулирования тарифов на теплоэнергию региональным органом власти (п. 35_1 Основ).
Также можно отметить, что предельные индексы могут дифференцироваться по различным основаниям — например, по типу отопления жилых помещений, по степени благоустройства домов, по системам водоснабжения (п. 8 Основ).
Таким образом, для того, чтобы понять, насколько вырастут тарифы ЖКХ на 2020 год или на любой другой период, необходимо сопоставить положения сразу нескольких нормативных актов:
- рассмотренных выше Распоряжений № 2490-р (на 2020-й год устанавливает примерные «обычные» индексы и отклонения) и № 2556-р (на 2020-й год устанавливает уточненные «обычные» индексы);
- региональный нормативный акт, устанавливающий предельные индексы для муниципалитетов соответствующего региона.
Рассмотрим далее пример «вычисления» роста расценок на коммунальные услуги на основании комбинации положений нормативных актов, принятых на соответствующих уровнях.
Читайте также: Новые правила оплаты отопления
Тарифы ЖКХ 2020 года: как «вычислить» повышение?
Итак, тарифы ЖКХ с января 2020 года не меняются — поскольку «обычный» индекс до июля нулевой для всех регионов. Но уже в июле повышение вполне законно — и его величина зависит от расценок, установленных конкретным регионом.
Допустим, мы живем в Ненецком АО, где (как и во многих других регионах) принят нормативный акт — постановление Губернатора от 12.12.2018 № 67-пг, устанавливающее предельные индексы на длительный период — с 2019 по 2023 годы.
В нем указано, что в большинстве муниципалитетов Ненецкого АО тарифы ЖКХ с 1 июля 2020 года будут проиндексированы в пределах 4,8 процентов. Проверяем нормативные акты Правительства и видим, что:
- распоряжением № 2556-р в Ненецком АО разрешена индексация во 2-м полугодии 2020 года на 2,4%;
- распоряжение № 2490-р разрешает в Ненецком АО отклонение в 2,4% в периоде с 2020 по 2023 годы.
Таким образом, власти региона суммировали «обычный» индекс и разрешенное отклонение полностью. При этом, правило, по которому индексация — не двухэтапная (тарифов ЖКХ во всех муниципалитетах) в регионе полностью соблюдено.
То, как применяются предельные величины по индексам на практике — отдельный вопрос. Несмотря на то, что повышение тарифов ЖКХ с января 2020 года не может быть осуществлено исходя из прямого прочтения нормативов Правительства, фактическое увеличение сумм в «платежках» от ТСЖ и управляющих компаний может регулярно наблюдаться даже в периоды «нулевого» роста тарифов.
Чтобы свести такие случаи к минимуму, либо удостоверяться в том, что повышение правомерно и обусловлено, в частности, ростом тех услуг ЖКХ, что не находятся в юрисдикции постановления № 400 от 30.04.2014 (например, оплата капремонта, домофонов, услуг консьержей, охраны и т.п.), потребителям услуг имеет смысл регулярно обращаться к поставщикам услуг и в регулирующие органы за разъяснениями по практическому применению «предельных» и «обычных» индексов. Причем это касается применения индексов не только в регионе или муниципалитете, но и каждым конкретным поставщиком услуг ЖКХ: как мы уже отметили выше, тарифы могут применяться «дифференцированно» исходя из характеристик жилых помещений.
Таблицы индексов изменения тарифов в 2020 г. можно скачать по ссылке ниже.