Порядок предоставления набора социальных услуг

23.07.2019
0
Команда СП

Право на получение набора социальных услуг (НСУ) предоставлено нескольким категориям россиян, нуждающимся в поддержке государства. Среди них: ветераны войны и боевых действий, жители блокадного Ленинграда, инвалиды (в т.ч. войны, детства), дети-инвалиды. Полный список лиц, которые могут рассчитывать на набор соцуслуг, содержится в ст. 6.1, 6.7 закона № 178-ФЗ от 17.07.1999, а в Приложении № 1 Приказа Минздравсоцразвития № 328 от 29.12.2004 поясняется, как льготники могут реализовать право на социальный пакет.

Общий порядок предоставления набора социальных услуг

Если гражданин не написал заявление, что он хочет вместо НСУ получать денежную выплату (в эквиваленте стоимости услуги), он считается получателем соцпакета. Право на набор социальных услуг принадлежит гражданам, указанным в ст. 6.1 закона № 178-ФЗ, по умолчанию. Оно возникает при назначении льготным категориям россиян ЕДВ – ежемесячной денежной выплаты, которая при получении НСУ в «натуральном» виде уменьшается на стоимость таких услуг. Ожидать денежной выплаты взамен входящих в НСУ услуг не стоит, пока субъект не откажется от получения набора всех социальных услуг или некоторых из них, подав соответствующее заявление в Пенсионный фонд, после чего они будут заменены на денежный эквивалент. Исключением из данного правила являются чернобыльцы, и другие граждане, приравненные к этой категории, перечисленные в ст. 6.7 закона № 178-ФЗ. Им, наоборот, нужно заявить о своем желании получать НСУ в натуральном виде, потому что автоматически он назначается им в денежной форме и входит в их ЕДВ.

Если льготник ранее не отказывался от НСУ, ему не нужно в письменной форме просить ПФР о предоставлении соцпакета. Когда льготники хотят воспользоваться какой-то услугой, им следует взять в Пенсионном фонде справку о том, что они являются получателем НСУ.

Форма справки утверждена Постановлением Правления ПФР № 261п от 02.11.2006. В ней, в частности, указывается:

  • ФИО получателя НСУ, номер СНИЛС;
  • на каком основании ему положен социальный пакет;
  • объем полагающихся услуг (конкретному гражданину);
  • срок их предоставления.

Документ подписывается руководителем территориального подразделения Пенсионного фонда. Справка, подтверждающая предоставление гражданам набора социальных услуг, действует во всех регионах Российской Федерации.

Заявление с просьбой предоставить НСУ потребуется лицам, перечисленным в ст. 6.7 закона № 178-ФЗ, получающим ЕДВ, а также в случае, когда льготник в какой-то момент отказался от определенной услуги или полного пакета, решив его монетизировать, то есть получать не услуги, а денежный эквивалент их стоимости. Если впоследствии человек передумал и захотел вновь стать получателем НСУ или его части, он должен подать в Пенсионный фонд заявление о возобновлении предоставления услуги или полного социального пакета.

Заявления можно подавать непосредственно в ПФР или через МФЦ, либо направить электронно при помощи «Личного кабинета» на сайте Пенсионного фонда, а также на портале «Госуслуги».

Принять решение об отказе от НСУ или от его денежного эквивалента гражданину необходимо до наступления 1-го октября. Тогда его пожелание будет выполнено с 1-го января следующего года. Но если подать заявление о возобновлении предоставления набора соцуслуг хоть на день позже срока, например, 1 октября 2019 года, льготник сможет воспользоваться НСУ в натуральном виде только с января 2021 года.

Предоставление набора социальных услуг: документы, действия

Чтобы получить бесплатную социальную услугу из набора, гражданин подает в соответствующее учреждение пакет документов:

  • свой российский паспорт;
  • справку из Пенсионного фонда, подтверждающую, что он является получателем соцуслуги, на которую претендует;
  • документ, свидетельствующий, что он относится к категории получателей ЕДВ (например, это может быть справка об инвалидности, ветеранское удостоверение, и т.д.).

Несмотря на то, что СНИЛС в данном перечне отсутствует, его лучше взять с собой. Для обращения в Пенсионный фонд с целью подать заявление (об отказе от социального набора, возобновлении предоставления НСУ, и т.д.) достаточно иметь при себе удостоверение личности, но иногда сотрудники МФЦ, собеса и других ведомств просят предоставить и это свидетельство.

За бесплатной путевкой застрахованные граждане обращаются с заявлением и пакетом документов в ФСС. Неработающие льготники получают путевки от отдела соцзащиты, поэтому заявление и другие бумаги подаются в данные ведомства. Вместе с этим льготники обеспечиваются специальными талонами на бесплатный проезд к месту лечения.

 Порядок предоставления НСУ не поясняет, как оформляется бесплатный проезд в пригородных поездах, но на практике это происходит так: паспорт, справка из ПФР и документ, подтверждающий статус гражданина, предъявляются в кассу вокзала (станции), после чего он получает бесплатный проездной билет.

Чтобы приобрести бесплатные лекарства, получатель НСУ обращается в медучреждение, представляя справку из ПФР и паспорт, где на него заводится специальная карта с литерой «Л». Врач выписывает рецепт на препарат или медицинское изделие, в которых нуждается льготник.