Основные нормы нового рекламного налога
Нововведения, касающиеся нового обязательного платежа, привнесены в ФЗ № 38 от 13.03.2006. Основание - ФЗ № 479 от 26.12.2024, согласно которому ФЗ № 38 дополняется статьей 18.2. Настоящая статья называется «Обязательные отчисления за распространение рекламы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а устанавливает следующее:
1. С дохода, полученного от распространения рекламы в интернете, нужно производить обязательные отчисления (т. е. платить налог на рекламу) в федеральный бюджет. Но в отдельных случаях, обозначенных этим законом, при ее распространении сбор платить не нужно.
Какая информация в интернете признается рекламой, а какая – нет? Как правильно маркировать интернет-рекламу? Что рекламировать запрещено? Кто должен отправлять сведения в Роскомнадзор? Ответы на эти и другие вопросы подготовили эксперты «КонсультантПлюс». Если у вас нет регистрации в справочно-правовой системе, получите пробный демодоступ и бесплатно переходите в Готовое решение.
2. Базой расчета является доход, полученный за квартал, а сумма каждого квартального платежа определяется как 3 % от этой базы расчета. Отсчитывать кварталы следует с начала календарного года.
3. Порядок расчета, уплаты данного сбора, а также контроля над своевременной и полной уплатой устанавливает Правительство РФ.
Таким образом, с 01.04.2025 в ФЗ № 38 появится новая статья 18.2, регламентирующая введение обязательных отчислений за интернет-рекламу. Как ожидается, будут также установлены особенности уплаты с конкретными сроками.
Это значит, что налог на рекламу вводится с 01.04.2025.
Уже известно, кто будет платить этот сбор, а также понятно, как рассчитывается сам платеж. Поскольку вводится он с апреля 2025 г., можно предположить, что первый платеж нужно будет перечислить за 1 квартал 2025 г.
Кто обязан платить, а кто нет по правилам, привнесенным ФЗ № 479
Статья 18.2 из ФЗ № 38 от 13.03.2006, которая появится в новой редакции этого закона, совершенно точно определяет, кто будет платить налог на рекламу в интернете:
1. Рекламодатель (ИП и юрлицо из России либо гражданин РФ), заключивший соответствующий договор на распространение рекламы в интернете с зарубежной компанией (иностранцем, лицом без гражданства). Данная реклама нацелена на российского потребителя, а рекламодатель обязан:
- сам рассчитать, уплатить сумму обязательных исчислений с выплат иностранному лицу;
- сообщить иностранному лицу об обязательных перечислениях в федеральный бюджет.
В общем случае платежи будет исчислять Роскомнадзор, который, помимо прочего, будет мониторить уплату!
2. Лицо, которое распространяет интернет-рекламу по поручению, а также за счет рекламодателя (ее распространителя) либо предоставляет услуги по ее распространению в интересах рекламодателя, рекламораспространителя. Простыми словами - посредник.
3. Операторы рекламных систем и рекламораспространители.
Разбираемся с понятиями
Определения перечисленных выше понятий, связанных с введением налога на размещение рекламы, содержит ст. 3 ФЗ № 38, откуда следует, что:
- рекламодатели - лица, определяющие объект рекламы, ее содержание;
- к рекламораспространителям относят тех, кто распространяет рекламу любым способом, используя любые средства и форму (владельцы электронных СМИ);
- оператор рекламных систем - это тот, кто обеспечивает функционирование подобных систем (например, «Яндекс»);
- потребители рекламы - лица, для которых она предназначена, причем ее цель - привлечь их внимание к рекламируемому объекту.
Какой может быть сумма к уплате
Размер обязательных отчислений составляет 3 % от базы для расчета (т. е. дохода за конкретный квартал). Допустим, рекламодатель заплатил владельцу сайта за размещение рекламы 5 тыс. рублей. Тогда с этой суммы владелец сайта как рекламораспространитель должен заплатить: 5 000 * 3 % = 150 р.
Исключения, когда налог платить не нужно
Во-первых, маркетплейсы под действие перечисленных рекламных нововведений не подпадают. Их деятельность связывается с продвижением, реализацией товаров и регламентируется отдельно. Во-вторых, случаи, при которых платить не нужно, перечислены в ст. 18.2, добавленной к ФЗ № 38. Среди случаев, когда новый налог на рекламу платить не требуется, есть реклама:
- распространяемая на сайтах, владельцы которых - вещатели ТВ-каналов, радиоканалов, информагентств;
- на общедоступных общероссийских телеканалах и телеканалах, которые вещают на территории России, используя позиции в мультиплексах, имея на это право;
Перечень общероссийских обязательных общедоступных ТВ-каналов, а также радиоканалов утвержден Указом Президента № 715 от 24.06.2009 (послед. ред. - 22.04.2024)!
- на зарегистрированных установленным порядком сайтах СМИ, учредители которых подпадают хотя бы под один из следующих критериев:
- учреждены муниципальными либо госструктурами (в их УК есть доля РФ, субъекта РФ либо м. о.);
- получали на функционирование СМИ на протяжении года ассигнования (субсидии) из соответствующего бюджета (федерального, местного, субъекта);
- занимаются деятельностью редакции, издателя, учредителя периодического издания (печатного), причем тираж вышедшей за год продукции суммарно не меньше следующих установленных лимитов:
Объем тиража за год |
Периодичность выхода |
15 млн экз. |
2 и более раз за неделю |
2,5 млн экз. |
1 раз за неделю (за 2 либо 3 недели) |
700 тыс. экз. |
1 раз за 1-2 месяца |
300 тыс. экз. |
1 раз за квартал и еще реже |
Итоги
Новый налог на интернет-рекламу взимается с 01.04.2025 с дохода, полученного от распространения (содействия в распространении) рекламы в интернете. Случаи, особенности уплаты, размер ежеквартальных обязательных отчислений определяет ст. 18.2 из ФЗ № 38 от 13.03.2006. Исчислением платежей будет заниматься Роскомнадзор, но рекламодатель из РФ, который получает услуги от внешнего, иностранного рекламораспространителя, должен сам рассчитать, заплатить этот сбор и сообщить об этом иностранному рекламораспространителю.