Управление затратами является одной из важнейших задач, решаемых менеджментом любой организации. А т.к. налоги составляют весьма существенную долю в структуре затрат, то первостепенное значение приобретают налоговое планирование и оптимизация налогообложения. Рассмотрим, на каких принципах они основаны и как осуществляются на практике.
Оптимизация налогообложения – основные принципы
- Законность. Данный принцип заключается в том, что все мероприятия по снижению налогов должны проводиться в строгом соответствии с нормами действующего законодательства. Соблюдение этого принципа отличает налоговую оптимизацию от уклонения.
- Комплексность. Оптимизация налогообложения организации должна проводиться не по одному или нескольким налогам, а с учетом совокупной налоговой нагрузки компании. Также следует принимать во внимание и иные риски (например, юридические).
- Оперативность. Налоговое законодательство – это одна из наиболее быстро изменяющихся отраслей права. Поэтому все применяемые методы налоговой оптимизации должны постоянно актуализироваться.
- Обоснованность. Любые мероприятия по снижению налогов, даже проводимые в соответствии с законом, всегда вызывают пристальное внимание налоговых органов. Поэтому налогоплательщик должен заранее подготовить обоснования для всех своих действий, имея ввиду возможные споры с налоговиками.
Схемы оптимизации налогообложения
-
Выбор системы налогообложения и учетной политики.
Налоговое планирование должно начинаться еще до создания предприятия. В частности, снизить налоги может помочь использование специальных налоговых режимов, регистрация предприятия в субъектах РФ, где имеются региональные льготы и т.п. Правильный выбор методов списания материалов, начисления амортизации и т.п. также позволяет добиться существенной экономии на налоговых платежах.
-
Разделение бизнеса.
Эта схема оптимизации налогообложения организации является вариантом предыдущей. Если масштабы бизнеса превышают лимиты, позволяющие перейти на специальные режимы, целесообразно разделить предприятие на несколько частей, являющихся отдельными юридическими лицами.
Однако следует иметь в виду, что контролирующие органы могут признать данную схему незаконной и начислить платежи таким образом, как будто работала одна организация. Чтобы избежать этого, нужно качественно обосновать необходимость разделения бизнеса. Юридические лица должны заниматься различными видами деятельности, иметь разных поставщиков и покупателей, также желательно, чтобы у них не было общего адреса и руководителя (хотя это прямо и не запрещено законом).
-
Отсрочка налогового платежа.
В данном случае оптимизация налогообложения основана на том, что расчет налога привязан к периоду, в котором возникает налоговая база. Если появление базы «перенести» на следующий период, то и налог нужно будет платить позднее.
Например, если получить аванс от покупателя не в последний день квартала, а в первый день следующего, то НДС с данной суммы нужно будет заплатить на 3 месяца позже.
- Замена юридической формы отношений. Этот вариант заключается в том, что при сохранении экономической сути сделки, меняется ее форма.
Например, договор купли-продажи основного средства можно заменить на договор лизинга с отражением имущества на балансе лизингополучателя. В этом случае покупатель может использовать повышающий коэффициент к амортизации и учесть лизинговые платежи в качестве расходов по налогу на прибыль и для вычета по НДС.
-
Прямое снижение базы.
Этот метод обычно применяется при оптимизации налога на имущество, т.к. снижение базы по «оборотным» налогам негативно сказывается на экономических показателях предприятия в целом.
Снизить стоимость облагаемых основных средств можно, например, по результатам инвентаризации или переоценки.
Вывод
Оптимизация налогообложения предприятия – это снижение затрат на уплату налогов с использованием возможностей, предоставляемых действующим законодательством, и никак иначе. При выборе схемы оптимизации налогообложения нужно учитывать не только налоговое законодательство, но всю совокупность факторов, которые могут оказать влияние на деятельность организации.