Что такое национализация
Национализация, согласно словарю Ожегова – передача предприятий и целых отраслей экономики из частной собственности в государственную.
Отметим, что с точки зрения юриста, далеко не любая передача из частной собственности в государственную является национализацией. Например, государство может изъять имущество у правонарушителя – это называется конфискацией, это часть наказания за правонарушение. Или государство может изъять землю для государственных нужд – например, под федеральную автодорогу, которая полезна для общества.
Национализация отличается от всех этих вариантов своей целью. Эта цель – передача контроля над производством или отраслью промышленности государству. Яркий пример состоявшейся национализации – передача по декрету от 28.06.1918 всей промышленности в руки государства. Вместо индивидуальных хозяев заводами и фабриками стал управлять ВСНХ (Высший совет народного хозяйства).
Законопроект, который на сегодня прошел первое чтение в ГосДуме, но дальше, с июня 2022, не продвинулся - не о национализации. Он о внешней администрации для "брошенного" в России бизнеса иностранных компаний. Разбираемся, почему национализация и управление внешней администрацией - не одно и то же.
Законопроект о внешней администрации
Пресса активно продвигает новость о рассмотрении ГосДумой в первом чтении закона о национализации. Якобы национализировать предполагают российские промышленные объекты, которые принадлежат ушедшим с российского рынка иностранным компаниям. А как в действительности?
Управление внешней администрацией отличается от национализации. Так, после национализации имущество промышленного предприятия становится государственной собственностью.
А под властью внешней администрации собственник не меняется. Внешняя администрация может либо самостоятельно руководить организацией вместо предыдущего руководителя, либо передать ее в доверительное управление – все это на срок 18 месяцев. И собственник все эти 18 месяцев остается тот же. Собственники организации могут взять на себя обязательство восстановить деятельность в России – и тогда внешнее управление отменят. В противном случае бизнес либо продадут с торгов, либо передадут активы новой организации. Стоимость активов выплатят иностранным собственникам брошенного бизнеса (за вычетом расходов и вознаграждения внешней администрации).
Таким образом, введение внешней администрации нужно для защиты экономики страны и трудовых прав ее граждан, что соответствует основным принципам Конституции России (ст.7, 75, 75.1). Что же касается прав собственника, то они не нарушаются - ведь собственник по сути уже "бросил" бизнес, им просто некому управлять. В то же время собственник, который обещает восстановить деятельность в России, вновь получит контроль над предприятием.
Какие организации могут попасть под управление внешней администрацией
Согласно законопроекту, организация может попасть под внешнее управление, если она одновременно
- связана с недружественной по отношению к России страной через контролирующее организацию лицо (например, владельцем более 25 % долей в ООО является гражданин Великобритании),
- имеет существенное значение для обеспечения стабильности экономики и гражданского оборота, защиты прав и законных интересов граждан в РФ или одном из ее регионов.
На соответствие первому пункту проверить компанию несложно – см. список недружественных стран.
Но как установить, насколько существенное значение имеет организация для экономики или защиты прав граждан России? Законопроект содержит в ч. 6 ст.1 полный список ситуаций, когда компания признается имеющей существенное значение:
- если она производит продовольствие, социально значимые товары или товары, на которые государство может регулировать цены;
- если она является естественной монополией или занимает доминирующее положение на товарном рынке;
- если она является единственным производителем или единственным поставщиком, включенным в особый реестр единственных поставщиков для госзакупок;
- если в населенном пункте по месту ее нахождения как минимум 25 % проживающих работают в той организации;
- если прекращение работы организации приведет к аварии или техногенной катастрофе;
- если организация – звено в цепочке значимого производства, и ее российские партнеры не смогут без нее работать в той же области.
Однако особая межведомственная комиссия может признать, что компания имеет существенное значение даже, если она и не соответствует в точности какому-то из приведенных критериев.
Итак, мы разобрались, что организации, ведущие важную для России деятельность и принадлежащие недружественным иностранцам – в зоне риска. Однако далеко не каждая такая организация попадет под внешнее управление. Основанием для внешнего управления станет приостановка или прекращение деятельности организации, замедление темпов работы более, чем на 30 % (сравниваются показатели за три последние месяца и три аналогичных месяца прошлого года).
Кто назначает внешнюю администрацию принадлежащей недружественным иностранцам организации
Внешняя администрация назначается только в судебном порядке – это делает арбитражный суд Города Москвы (для всех регионов – именно этот суд).
Заявление о назначении внешней администрации может подать только ФНС России.
Судебный порядок означает, что собственники организации смогут возразить против внешнего управления – например, представить доводы, что компания не имеет существенного значения для РФ.
Что будет с организацией после введения управления внешней администрацией
Руководитель организации под внешним управлением утрачивает свои полномочия. Теперь принимать все решения, подписывать документы будет либо доверительный управляющий, либо временная администрация.
Соответственно, и все доверенности, выданные организацией, прекращают свое действие.
Все важные решения о судьбе организации – о ликвидации, реорганизации, о выплате стоимости доли или дивидендов и т.п. – не могут применяться с даты введения внешнего управления.
Любые изменения ранее заключенных договоров с организацией под внешним управлением теперь возможны только в суде.
Важный момент - внешнее управление «замораживает» права на интеллектуальную собственность. Они остаются у организации даже, если собственник или еще кто-то попытаются их изъять. Однако выплаты за исключительные права с даты введения внешнего управления не производятся.
Важно! Внешняя администрация вправе инициировать банкротство организации. Это будет упрощенный порядок банкротства, в котором нет ни финансового оздоровления, ни других процедур – только конкурсное производство и продажа активов с торгов.
Национализация в энергетике
Несмотря на громкую фразу о национализации энергетических компаний, фактически это просто перекладывание пакетов акций из кармана в карман.
Посмотрим на ситуацию с якобы национализацией "СахалинЭнерджи". В данном проекте принимали участие иностранные юридические лица и созданная государственной компанией "Газпром" организация. "Дочке"АО "Газпром" принадлежал контрольный пакет акций. Когда иностранные компании начали отказываться от проекта, доли оставшихся участников были выкуплены российским юрлицом в рамках новой обязательной процедуры (см. Указ Президента РФ от 30.06.2022 № 416 "О применении специальных экономических мер в топливно-энергетической сфере в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций").
Т.е. управляет проектом по прежнему дочка "Газпрома" с помощью контрольного пакета акций. А иностранные инвесторы заменены российскими. Государство по прежнему не принимает прямого участия в дейтельности "Сахалин Энерджи".
Таким образом, о нционализации речи не идет.
Законна ли национализация в современной России в 2022
Гипотетически национализация возможна – ее разрешает Гражданский кодекс (ст. 235). Но для запуска национализации
- нужен специальный федеральный закон,
- собственникам производственных объектов должны возместить убытки (стоимость имущества и другие материальные потери).
Но законы о национализации в Российской Федерации еще никогда не принимались.