Как рассчитать порог рентабельности

28.09.2018
0
Команда СП

Любой бизнес создается с целью получения прибыли, и иногда важно понять, при каком объеме продаж компания будет функционировать с убытком, а когда начнет получать прибыль. Грань, разделяющая эти объемы, носит говорящее название – порог рентабельности, т. е. уровень, при котором еще нет прибыли, но и убыток отсутствует. Таким образом, порог рентабельности – это момент самоокупаемости. Нередко его называют точкой безубыточности, и он является эффективным инструментом при планировании производства, оценке объема реализации, сроков окупаемости и финансовых рисков.

Порог рентабельности: формула

Как рассчитать порог рентабельности (ПР):

  • в натуральных единицах, когда определяют количество единиц продукции, которое следует реализовать, чтобы, перекрыв понесенные расходы, выйти на нулевую прибыль (ПР1);

  • в денежном эквиваленте, определяющем стоимость этого объема (ПР2).

Расчет ПР опирается на показатели затрат – постоянных (остающихся неизменными при колебаниях объемов выпуска и продаж) и переменных (изменяющихся в зависимости от изменений объемов производства и реализации). К постоянным относят амортизацию имущества, зарплату АУП, маркетинговые затраты, арендные и коммунальные платежи. Переменные – это расходы по приобретению сырья и комплектующих, зарплате цеховых рабочих, оплате стоимости энерго- и тепловых ресурсов и др.

Значение ПР1 определяет объем продаж, при котором прибыль будет нулевой.

Формула расчета ПР в натуральных единицах:

ПР1 = Рпост/ед / (Цед – Рпер/ед),

где Рпост/ед и Рпер/ед – средняя сумма постоянных и переменных затрат на единицу продукции,

Цед – цена единицы товара.

Показатель ПР в денежном выражении рассчитывают по формуле:

ПР2 = В х Рпост (В – Р пер),

где Рпост и Р пер – совокупные постоянные и переменные расходы,

В - выручка.

Значение ПР в этом случае определяет стоимость произведенных и реализованных товаров к моменту достижения окупаемости.

Расчет порога рентабельности: пример

Для расчета ПР необходимо подсчитать постоянные и переменные расходы (совокупные и на единицу товара), определить цену продукции и проанализировать изменения прибыли и затрат в зависимости от объема реализации.

Допустим, компания производит и реализует продукцию, на каждую единицу которой в среднем приходится 200 руб. постоянных затрат и 100 руб. переменных. Цена единицы товара составляет 150 руб.

Объем выпуска

Затраты

Всего затрат

Доход от реализации

Прибыль

постоянные

переменные

0

200

0

200

0

-200

1

200

100

300

150

-150

2

200

200

400

300

-100

3

200

300

500

450

-50

4

200

400

600

600

0

5

200

500

700

750

50

6

200

600

800

900

100

7

200

700

900

1050

150

8

200

800

1000

1200

200

9

200

900

1100

1350

250

10

200

1000

1200

1500

300

итого

2200

5500

7700

8250

550

Применяя формулы, рассчитаем:

ПР1 = Рпост/ед / (Цед – Рпер/ед) = 200 / (150 – 100) = 4, т. е. для достижения точки безубыточности необходимо продать 4 единицы товара.

ПР2 = В х Рпост / (В – Р пер) = 150 х 200 / (150 – 100) = 600 руб., т.е. в денежном выражении объем выпуска и продаж для достижения порога рентабельности составит 600 руб.

Аналитику эти расчеты показывают – если объем продаж не достигает расчетных значений - фирма несет убытки, и наоборот, превышение показателей свидетельствует о том, что предприятие получает прибыль, преодолев нулевой рубеж.

Несложность расчетов этого примера обусловлена идеальными исходными данными, которых, конечно, не встретишь в реальных условиях: неизменными остаются все показатели, хотя в жизни повышение объемов реализации вызывает рост издержек, и не всегда удается полностью реализовать всю произведенную продукцию. Мы лишь знакомим читателя с алгоритмом расчета, а адаптировать вычисления к имеющейся обстановке на рынке компании придется самостоятельно.

Предлагаем более сложный вариант расчета ПР.

Пример: как рассчитать порог рентабельности для производственного предприятия

Промышленное предприятие, специализируется на выпуске 3-х видов деталей. В таблице объединим и исходные данные, и расчет ПР:

Показатель

Детали

Итого

1

2

3

 

1

реализация продукции в штуках

100

200

200

500

2

цена 1 единицы продукции в руб.

420

400

450

424 (ср. цена)

3

выручка в руб.

42000

80000

90000

212000

Переменные затраты

4

зарплата

12000

16000

20000

48000

5

МПЗ

5000

12000

14000

31000

6

топливо

1500

1000

1200

3700

7

прочие

1000

1200

2000

4200

8

общепроизводственные расходы

2400

3600

3000

9000

9

Всего переменных затрат

21900

33800

40200

95900

10

Прибыль всего (ст. 03 - стр 9)

20100

46200

49800

116100

11

Прибыль на ед. продукции (стр. 10/ стр. 01)

201

231

249

232,20

12

переменные затраты на ед. пр. (стр. 9/стр.01)

219

169

201

191,80

Постоянные затраты

13

аренда

10000

10000

14

коммунальные услуги

13000

13000

15

охрана

10000

10000

16

зарплата АУП + страховые взносы

15000

15000

17

Итого постоянных затрат

48000

48000

18

налог на прибыль

10000

10000

19

Всего постоянных затрат

58000

58000

20

Всего затрат (стр. 19 + стр. 9)

 Х

153900

21

ПР в шт.(стр. 19/(стр.02 - стр.12)

 Х

249,78

22

ПР в руб.(стр. 03 х стр. 19/(стр. 03 - стр. 9)

 Х

105908,70

Сгруппировав затраты по переменным и постоянным критериям, рассчитаем порог рентабельности:

ПР1 = Рпост /( Цед - Рпер/ед) = 58000 / ( 424 – 191,8) = 249,78 шт.

ПР2 = В х Рпост /(В – Рпер) (212000 х 58000) / (212000 – 95900) = 105908,70 руб., т. е. для того, чтобы выйти на уровень безубыточности и покрыть вложенные затраты, необходимо реализовать 249,78 ед. товара на общую сумму 105908,70 руб. Дальнейшие продажи станут рентабельными.