Любой бизнес создается с целью получения прибыли, и иногда важно понять, при каком объеме продаж компания будет функционировать с убытком, а когда начнет получать прибыль. Грань, разделяющая эти объемы, носит говорящее название – порог рентабельности, т. е. уровень, при котором еще нет прибыли, но и убыток отсутствует. Таким образом, порог рентабельности – это момент самоокупаемости. Нередко его называют точкой безубыточности, и он является эффективным инструментом при планировании производства, оценке объема реализации, сроков окупаемости и финансовых рисков.
Порог рентабельности: формула
Как рассчитать порог рентабельности (ПР):
-
в натуральных единицах, когда определяют количество единиц продукции, которое следует реализовать, чтобы, перекрыв понесенные расходы, выйти на нулевую прибыль (ПР1);
-
в денежном эквиваленте, определяющем стоимость этого объема (ПР2).
Расчет ПР опирается на показатели затрат – постоянных (остающихся неизменными при колебаниях объемов выпуска и продаж) и переменных (изменяющихся в зависимости от изменений объемов производства и реализации). К постоянным относят амортизацию имущества, зарплату АУП, маркетинговые затраты, арендные и коммунальные платежи. Переменные – это расходы по приобретению сырья и комплектующих, зарплате цеховых рабочих, оплате стоимости энерго- и тепловых ресурсов и др.
Значение ПР1 определяет объем продаж, при котором прибыль будет нулевой.
Формула расчета ПР в натуральных единицах:
ПР1 = Рпост/ед / (Цед – Рпер/ед),
где Рпост/ед и Рпер/ед – средняя сумма постоянных и переменных затрат на единицу продукции,
Цед – цена единицы товара.
Показатель ПР в денежном выражении рассчитывают по формуле:
ПР2 = В х Рпост (В – Р пер),
где Рпост и Р пер – совокупные постоянные и переменные расходы,
В - выручка.
Значение ПР в этом случае определяет стоимость произведенных и реализованных товаров к моменту достижения окупаемости.
Расчет порога рентабельности: пример
Для расчета ПР необходимо подсчитать постоянные и переменные расходы (совокупные и на единицу товара), определить цену продукции и проанализировать изменения прибыли и затрат в зависимости от объема реализации.
Допустим, компания производит и реализует продукцию, на каждую единицу которой в среднем приходится 200 руб. постоянных затрат и 100 руб. переменных. Цена единицы товара составляет 150 руб.
Объем выпуска |
Затраты |
Всего затрат |
Доход от реализации |
Прибыль |
|
постоянные |
переменные |
||||
0 |
200 |
0 |
200 |
0 |
-200 |
1 |
200 |
100 |
300 |
150 |
-150 |
2 |
200 |
200 |
400 |
300 |
-100 |
3 |
200 |
300 |
500 |
450 |
-50 |
4 |
200 |
400 |
600 |
600 |
0 |
5 |
200 |
500 |
700 |
750 |
50 |
6 |
200 |
600 |
800 |
900 |
100 |
7 |
200 |
700 |
900 |
1050 |
150 |
8 |
200 |
800 |
1000 |
1200 |
200 |
9 |
200 |
900 |
1100 |
1350 |
250 |
10 |
200 |
1000 |
1200 |
1500 |
300 |
итого |
2200 |
5500 |
7700 |
8250 |
550 |
Применяя формулы, рассчитаем:
ПР1 = Рпост/ед / (Цед – Рпер/ед) = 200 / (150 – 100) = 4, т. е. для достижения точки безубыточности необходимо продать 4 единицы товара.
ПР2 = В х Рпост / (В – Р пер) = 150 х 200 / (150 – 100) = 600 руб., т.е. в денежном выражении объем выпуска и продаж для достижения порога рентабельности составит 600 руб.
Аналитику эти расчеты показывают – если объем продаж не достигает расчетных значений - фирма несет убытки, и наоборот, превышение показателей свидетельствует о том, что предприятие получает прибыль, преодолев нулевой рубеж.
Несложность расчетов этого примера обусловлена идеальными исходными данными, которых, конечно, не встретишь в реальных условиях: неизменными остаются все показатели, хотя в жизни повышение объемов реализации вызывает рост издержек, и не всегда удается полностью реализовать всю произведенную продукцию. Мы лишь знакомим читателя с алгоритмом расчета, а адаптировать вычисления к имеющейся обстановке на рынке компании придется самостоятельно.
Предлагаем более сложный вариант расчета ПР.
Пример: как рассчитать порог рентабельности для производственного предприятия
Промышленное предприятие, специализируется на выпуске 3-х видов деталей. В таблице объединим и исходные данные, и расчет ПР:
№ |
Показатель |
Детали |
Итого |
||
1 |
2 |
3 |
|
||
1 |
реализация продукции в штуках |
100 |
200 |
200 |
500 |
2 |
цена 1 единицы продукции в руб. |
420 |
400 |
450 |
424 (ср. цена) |
3 |
выручка в руб. |
42000 |
80000 |
90000 |
212000 |
Переменные затраты |
|||||
4 |
зарплата |
12000 |
16000 |
20000 |
48000 |
5 |
МПЗ |
5000 |
12000 |
14000 |
31000 |
6 |
топливо |
1500 |
1000 |
1200 |
3700 |
7 |
прочие |
1000 |
1200 |
2000 |
4200 |
8 |
общепроизводственные расходы |
2400 |
3600 |
3000 |
9000 |
9 |
Всего переменных затрат |
21900 |
33800 |
40200 |
95900 |
10 |
Прибыль всего (ст. 03 - стр 9) |
20100 |
46200 |
49800 |
116100 |
11 |
Прибыль на ед. продукции (стр. 10/ стр. 01) |
201 |
231 |
249 |
232,20 |
12 |
переменные затраты на ед. пр. (стр. 9/стр.01) |
219 |
169 |
201 |
191,80 |
Постоянные затраты |
|||||
13 |
аренда |
10000 |
10000 |
||
14 |
коммунальные услуги |
13000 |
13000 |
||
15 |
охрана |
10000 |
10000 |
||
16 |
зарплата АУП + страховые взносы |
15000 |
15000 |
||
17 |
Итого постоянных затрат |
48000 |
48000 |
||
18 |
налог на прибыль |
10000 |
10000 |
||
19 |
Всего постоянных затрат |
58000 |
58000 |
||
20 |
Всего затрат (стр. 19 + стр. 9) |
Х |
153900 |
||
21 |
ПР в шт.(стр. 19/(стр.02 - стр.12) |
Х |
249,78 |
||
22 |
ПР в руб.(стр. 03 х стр. 19/(стр. 03 - стр. 9) |
Х |
105908,70 |
Сгруппировав затраты по переменным и постоянным критериям, рассчитаем порог рентабельности:
ПР1 = Рпост /( Цед - Рпер/ед) = 58000 / ( 424 – 191,8) = 249,78 шт.
ПР2 = В х Рпост /(В – Рпер) (212000 х 58000) / (212000 – 95900) = 105908,70 руб., т. е. для того, чтобы выйти на уровень безубыточности и покрыть вложенные затраты, необходимо реализовать 249,78 ед. товара на общую сумму 105908,70 руб. Дальнейшие продажи станут рентабельными.