Понятие, общеустановленный регламент
Под инвентаризацией понимают проверку активов, финансовых обязательств юрлица на конкретную дату. Она помогает выявить несоответствия, излишки, недостачу. Данной проверке подлежит и «чужое» имущество, которое по факту не принадлежит юрлицу, но тем не менее значится в его бухучете. Процедура является обязательной, может проводиться на протяжении либо в конце года, регламентируется двумя ключевыми нормативно-правовыми актами:
- ФЗ № 402 от 06.12.2011, послед. ред. - 12.12.2023 (ст. 11).
- Методические указания из Приказа Минфина № 49 от 13.06.1995, послед. ред. - 08.11.2010.
ВНИМАНИЕ! С 01.04.2025 применяется ФСБУ 28/2023. По решению руководителя это можно сделать раньше.
Когда надо проводить инвентаризацию при применении ФСБУ 28/2023, подробно разъяснили эксперты «КонсультантПлюс». Если у вас нет регистрации в справочно-правовой системе, получите пробный демодоступ и бесплатно переходите в Готовое решение.
В отношении драгметаллов и драгкамней процедура проводится в порядке, обозначенном Инструкцией из Приказа Минфина № 231н от 09.12.2016, послед. ред. - 22.06.2020!
Особенности проведения процедуры при работе с программой
Инвентаризация в 1С имеет свои особенности. Следует понимать, что имущество, которое подлежит по регламенту подобной проверке, может быть разным. Так, проверять могут ОС, НМА, денежные средства, товары и т. д. Этот момент влияет на использование документов, которыми отображают процедуру при работе с 1С. Касается он и финансовых обязательств, к которым причисляют резервы, банковские кредиты, займы, кредиторку.
С учетом сказанного разберем далее использование различных документов в разных ситуациях. Общий алгоритм проведения детально разберем на проверке ОС. Напоминаем, что процедуру предваряет приказ главы организации. Данное распоряжение определяет дату (сроки) проверки, состав и председателя комиссии, которая будет ей заниматься и подводить итоги.
Использование разных документов при отображении процедуры в 1С на примере
Итак, процесс отображения данной проверки в 1С 8.3 зависит от того, какой именно объект проверяется. Если это денежные средства, то используется документ «Инвентаризация кассы» (разд. Банк и касса»). Если проверяют НМА, то задействуют одноименный документ «Инвентаризация НМА». Чтобы понять особенности, принцип работы с документами при проведении инвентаризации в 1С 8.3 «Бухгалтерия», рассмотрим в качестве примера проверку товаров на складе.
Проверка товаров на складе в 1С 8.3
При проведении инвентаризации товаров следует задействовать одноименный документ, который можно найти по цепочке:
«Склад» - «Инвентаризация» - «Инвентаризация товаров» (кнопка «Создать»).
«Заполнить» - «Заполнить по остаткам на складе».
Данные нужно внести в «Проведение инвентаризации» (период, документ-основание с реквизитами, причину) и «Инвентаризационную комиссию» (выделить членов комиссии и председателя). После заполнения провести, распечатать документ и отдать его на склад.
Из сформированного документа можно вывести на печать приказ по ф. ИНВ-22, опись по ф. ИНВ-3 и сличительную ведомость по итогам проверки по ф. ИНВ-19!
Результаты проверки могут показать недостачу либо излишки. Тогда документом «Списание товаров» списывают недостачу. При наличии излишек их приходуют, соответственно, «Оприходованием товаров».
Как проводят процедуру в отношении ОС через 1С 8.3. (пошагово)
По аналогии с проверкой товаров на складе отображают инвентаризацию в 1С 8.3 и объектов ОС. Последовательность шагов в этом случае будет следующей:
1. Создание документа «Инвентаризация ОС» через цепочку:
«ОС и НМА» - «Учет ОС» - «Инвентаризация ОС» (кнопка «Создать»).
- Вверху указывают дату, местонахождение ОС, ответственное лицо.
- В таблице заполняют:
- вкладку «ОС» автоматом через «Заполнить» (далее можно вручную добавить отсутствующие объекты, принятые к учету как ОС);
- вкладку «Проведение инвентаризации» (указывают начало и завершение проверки, распорядительный документ - основание для проверки и ее причину);
- вкладку «Инвентаризационная комиссия» (указывают ее состав, отмечают председателя).
- приказа об инвентаризации - ф. ИНВ-22;
- описи для ОС - ф. ИНВ-1;
- сличительной ведомости результатов для ОС - ф. ИНВ-18.
4. Проведение, распечатка созданного, заполненного документа.
5. Списание выявленной во время проверки недостачи через «Списание ОС» (см. меню «Создать на основании»). Заполняют его по аналогии с основным (первым) документом. Для списания указывают причину «недостача при инвентаризации».
6. Оприходование излишек, выявленных инвентаризацией, через создание документа «Принятие к учету ОС» (см. командное меню - «Создать на основании»). Заполняют его так же, как и предыдущие два документа, используемые при проведении инвентаризации ОС в 1С, при этом:
- заполненные строки «Вид операции», «Событие ОС» можно корректировать;
- во вкладке «Результат инвентаризации» заполняют строчку «Статья доходов» и можно скорректировать автоматом указанную «Стоимость»;
- вкладка «ОС» покажет объекты, которые нужно приходовать;
- во вкладке «Бухучет» отображают сведения об амортизации.
Итоги
Инвентаризация имущества, финансовых обязательств юрлиц отображается в 1С 8.3 по общему алгоритму. Базируется она на нормах, требованиях ФЗ № 402 от 06.12.2011 и Методических указаний из Приказа Минфина № 49 от 13.06.1995. Но, так как может проводиться проверка разных объектов (ОС, денежных средств, ТМЦ, проч.), то документы для целей отображения используются при этом разные.