Государственная регистрация юридических лиц и ИП: изменения 2019

26.11.2018
0
Команда СП

В течение 2018 года несколько раз корректировалась процедура государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. И хотя ничего революционного в измененных правилах не появилось, о принятых поправках нужно знать тем, кто желает открыть свой бизнес. А также учесть, что с 2019 года к ним добавятся и другие новеллы.

ФЗ о государственной регистрации юридических лиц и ИП: что изменилось в 2018 году

Федеральный закон № 129-ФЗ от 08.08.2001 о порядке госрегистрации компаний и предпринимателей в 2018 году менялся неоднократно. Изменения вносились на основании закона № 312-ФЗ от 30.10.2017. Часть из них вступила в силу с 29 апреля, другие поправки начали действовать с 1 октября 2018. Некоторые изменения посвящены взаимодействию налоговиков с многофункциональными центрами и способствуют упрощению данной процедуры.

Апрельские новации

С 29 апреля 2018 года ФЗ о регистрации юридических лиц претерпел следующие изменения:

  • ФНС, взаимодействуя с многофункциональными центрами, полностью перешла на электронное «общение». Бумажный документооборот теперь не используется.

  • В связи с ускорением обмена документами, срок ожидания решения о государственной регистрации одинаков, независимо от того, куда было передано заявление – в МФЦ или напрямую в ФНС. По закону регистрация ИП или компании осуществляется в 5-дневный срок после подачи бумаг заявителем. Еще один день дается на отправку регистрационной документации налогоплательщику (ст. 8, 11 закона № 129-ФЗ).

  • В такой же срок МФЦ должен передать документы на регистрацию налоговикам – 1 рабочий день (следующий за днем их подачи).

  • Все сведения о государственной регистрации юридических лиц теперь пересылаются только в электронной форме – по e-mail. Ее адрес нужно обязательно указать в заявлении, подаваемом заинтересованным лицом в ФНС, МФЦ, а также действующим через нотариуса. Документы заверяются усиленной электронной подписью.

  • Сведения о государственной регистрации юрлиц и ИП на бумажных носителях выдаются исключительно по специальному запросу налогоплательщика. Из закона № 129-ФЗ исключено положение, разрешающее ему информировать инспектора, в каком виде он хотел бы получить документы о регистрации фирмы или ИП.

Еще одно важное новшество коснулось количества экземпляров устава, представляемых в ФНС либо при регистрации новой компании, либо при внесении изменений в учредительный документ. Сейчас достаточно передать налоговикам 1 экземпляр устава (в бумажной форме). С него сделают электронную копию и, после регистрации изменений, перешлют ее заявителю в электронной форме.

Читайте также: Типовой устав ООО

Что поменялось с октября 2018

Осенью в закон о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей тоже добавились новые положения:

  • При повторной подаче документов на регистрацию компании / ИП (из-за их неполной комплектации или допущенных ошибок) заявителю больше не нужно платить госпошлину вновь.

  • Появилась более удобная техническая возможность узнавать сведения о регистрации юридических лиц и предпринимателей, например, переданы ли МФЦ необходимые документы. Ранее это можно было выяснить, только вводя реквизиты на официальном сайте налогового ведомства. Сейчас пользователь вправе оформить подписку и получать интересующую информацию по электронной почте.

  • Расширился перечень оснований, по которым допускается отказ в регистрации. К ним добавились:

  • представление недостоверных сведений;

  • неправильное оформление документации.

В течение 3-х месяцев после отказа по указанным причинам заявитель вправе подать документы на регистрацию еще раз, не платя госпошлину. Причем, только те, в которых были обнаружены ошибки.

Читайте также: Отмена госпошлины за регистрацию ООО и ИП

Регистрация юрлиц и предпринимателей: поправки в административный регламент

Определенные коррективы были внесены и в другие нормативные акты. В частности, помимо закона № 129-ФЗ о регистрации юридических лиц и ИП, изменился и административный регламент, по которому осуществляется данная процедура. С 3 июля 2018 года он действует в новой редакции – в соответствии с Приказом Минфина РФ № 86н от 20.04.2018.

Согласно Административному регламенту, госрегистрация является основанием для постановки компании или ИП на учет налоговой службы. Выданное свидетельство о регистрации юридического лица (предпринимателя) – итоговый результат оказанной услуги.

Читайте также: Как получить лист записи ЕГРЮЛ

Уточненный регламент потребовался в связи с изменениями, внесенными в закон № 129-ФЗ. Многие их них продублированы в этом документе. В частности, вводятся положения об обязательном указании заявителем адреса электронной почты, о предоставлении бумажных документов только по запросам, и т.д.

Регистрация юридического лица и ИП: грядущие изменения

Новые изменения ожидают налогоплательщиков с начала 2019 года. С 1 января государственная регистрация юрлица на Госуслугах, то есть если документы и заявление были поданы в электронной форме, станет бесплатной для заявителей. Необходимые поправки внесены в Налоговый кодекс РФ (ст. 333.35 НК).

Это же правило распространяется и на ИП. Оно призвано сократить расходы начинающих коммерсантов.

Читайте также: Лист записи ЕГРИП: как получить?