Для начала ведения предпринимательской деятельности организации и индивидуальные предприниматели должны пройти государственную регистрацию. Сделать это необходимо в налоговой инспекции:
- Если необходимо осуществить регистрацию организации, то обратиться необходимо по месту нахождения ее руководителя (директора). Если руководителя организации не имеется, то необходимо обратиться по месту нахождения другого исполнительного органа или лица, который имеет право действовать от имени компании без доверенности;
- Если гражданин решил зарегистрироваться в статусе ИП, то документы необходимо подать по месту жительства. В случае, если место проживания по факту и место прописки различаются, ИП регистрируется именно по месту прописки.
Для регистрации компании и ИП готовят комплект документов и подают его в налоговую.
Свидетельство о постановке на налоговый учет ИП
После того, как гражданин подал комплект документов для регистрации в статусе ИП, у налоговой инспекции есть три рабочих дня, чтобы зарегистрировать гражданина в качестве ИП или отказать в такой регистрации.
Если процедура регистрации ИП прошла успешно, то налоговая инспекция выдаст лист записи Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей по форме № Р60009. До 2017 года налоговая инспекция выдавала свидетельство о постановке на налоговый учет ИП по форме № Р61003 и выписку из ЕГРИП с информацией о внесенной записи. Теперь это правило отменено.
Как выглядит документ, подтверждающий регистрацию в качестве ИП? Лист записи содержит следующие сведения:
- Фамилия, имя, отчество бизнесмена;
- Номер регистрации (состоит из 15 знаков);
- Информация о внесении записи о регистрации;
- Государственный регистрационный номер записи;
- Информация о сведениях, которые содержит внесённая запись;
- Название налогового органа, выдавшего лист записи, число;
- Должность, ФИО ответственного лица, подпись.
Если инспекция отказала в регистрации ИП – это не повод расстраиваться, решение об отказе можно оспорить. Что может стать причиной для отказа получить свидетельство о постановке на налоговый учет (а точнее, листа записи ЕГРИП)? Неверно заполненное заявление и различные ошибки в документах, недействительный российский паспорт, не истекший срок решения суда о запрете заниматься предпринимательской деятельностью.
Документы о регистрации организации
Для регистрации организации предусмотрен такой же срок, как и для ИП – по истечении трех рабочих дней налоговая инспекция должна выдать итоговые документы или вынести решение о том, что в регистрации отказано.
Если все прошло успешно, то налоговая инспекция выдаст следующие документы:
- Лист записи ЕГРЮЛ по форме № Р50007 (до 2017 года налоговая инспекция выдавала свидетельство о государственной регистрации по форме № Р51003, лист записи ЕГРЮЛ по форме № Р50007);
- Свидетельство о постановке на налоговый учет;
- Устав, заверенный печатью налоговой инспекции.
Приказом ФНС от 11 августа 2011 года N ЯК-7-6/488@, которым утверждены формы документов при постановке на учет, снятии с учета организаций и физ.лиц, утверждено свидетельство о постановке на учет (форма 1-1-Учет). Это свидетельство - подтверждение факта, что компания поставлена на учет в определенном налоговом органе. Форма содержит следующие сведения:
- Название организации полностью (как в учредительных документах);
- ОГРН;
- Дата постановки на учет;
- Информация о налоговом органе, в котором организация была зарегистрирована (место нахождения инспекции, название, код);
- ИНН и КПП организации;
- Фамилия и инициалы, а также подпись сотрудника налоговой инспекции.
Образец заполненной формы 1-1-Учет приведен ниже: