Единая информационная система в сфере закупок

22.01.2019
0
Команда СП

С начала 2019 года Единая система в сфере закупок претерпела значительные изменения в сфере проведения электронных торгов. Чтобы подготовить россиян к законодательным новеллам и разъяснить их суть, Минфин РФ издал несколько информационных писем. В частности, пояснения даны ведомством в двух письмах Министерства финансов – № 24-06-08/43650 от 25.06.2018 и № 24-06-08/60176 от 23.08.2018. Данные документы излагают позицию Минфина и не обладают статусом правового акта.

Единая информационная система закупок: что изменилось с 2019 года

Организациям и предпринимателям следует обратить внимание на ряд новых требований, появившихся в области проведения государственных закупок.

Электронный формат государственных закупок стал обязательным

Согласно 112-й статье закона № 44-ФЗ о госзакупках (п.43) с января 2019 года закупки для государственных нужд должны осуществляться в электронной форме – через сайт единой системы закупок (изм. внесены законом № 504-ФЗ от 31.12.2017). Право его использовать появилось у заказчиков с лета прошлого года, однако теперь оно стало их обязанностью. Электронная форма теперь необходима при проведении:

  • конкурса или аукциона;

  • запроса предложений;

  • запроса котировок.

В этой же статье указано, на кого данное требование не распространяется. В частности, оно не касается закупки изделий, предназначенных для оказания скорой медицинской помощи населению, или товаров / услуг, приобретаемых у единственного поставщика.

Единая информационная система закупок: регистрация

Регистрационные действия в ЕИС вправе осуществлять уполномоченные лица. К ним относятся руководители организаций и обособленных подразделений, индивидуальные предприниматели, главы иностранных представительств и другие субъекты.

Единая информационная система закупок (официальный сайт ЕИС расположен здесь) попросит уполномоченное лицо выполнить несколько манипуляций:

  • пройти регистрацию / идентификацию / аутентификацию в ЕСИА;

  • зайти в «Личный кабинет»;

  • сформировать через него запрашиваемую информацию;

  • передать необходимую документацию об участнике, интересы которого он представляет;

  • подтвердить предоставленные сведения электронной подписью.

Регистрация в Единой системе закупок до конца текущего года разрешена участникам, которые ранее были аккредитованы на различных электронных площадках. Они должны пройти ее до конца 2019 года. Получить новую аккредитацию без регистрации в ЕИС уже не получится.

С начала 2019 года регистрация в системе необходима участникам, не аккредитованным ранее в ЭТП (электронной торговой площадке), как раньше требовал закон № 44-ФЗ. Также регистрационную процедуру придется пройти участникам госзакупок, которые хотят осуществлять их на любой ЭТП без процедуры аккредитации на разных площадках. Зарегистрировавшись один раз через сайт единой информационной системы в сфере закупок, они смогут работать на любой ЭТП.

Аккредитация участника всеми электронными площадками осуществляется за 1 рабочий день с момента прохождения регистрационной процедуры в ЕИС (она может длиться до пяти дней). Регистрация действует в течение трех лет.

Сайт Единой информационной системы закупок не разрешает регистрацию поставщиков, если они являются оффшорными компаниями. Добросовестным участникам госзакупок следует учесть, что если к 2020 году они не зарегистрируются в ЕИС, их аккаунты на электронных торговых площадках заблокируют.

Единая информационная система участников закупок потребует от них наличия квалифицированной электронной подписи.

Появление Единого Реестра участников закупок

Данный Реестр ведется в ЕИС с января 2019 года. Отвечает за него Федеральное казначейство РФ. В создаваемую им базу вносятся данные обо всех участниках, которые зарегистрировались в Единой информационной системе в сфере закупок. Регистрация позволит собрать о них необходимые сведения и документацию. В частности, от юридического лица потребуют:

  • название страны, где оно зарегистрировано, ее код;

  • полное и краткое наименование:

  • коды экономической деятельности, которой юрлицо занимается;

  • паспортные данные лица, имеющего полномочие действовать от имени организации без доверенности;

  • копии учредительных документов, и т.д.

Полный перечень требуемой информации об участнике госзакупок Правительство России установило в Постановлении № 1752 от 30.12.2018, где Кабмин определил Правила ведения Единого реестра.

С 2019 года участники рынка госзакупок, не включенные в Единый Реестр, не смогут открывать банковские спецсчета, предназначенные для обеспечения поданных заявок. Счета, открытые ранее, будут действовать до конца текущего года.

Единая информационная система: формирование планов закупок

В ЕИС перестал работать функционал, позволявший составлять планы государственных закупок через заполнение электронных форм в «Личном кабинете». Теперь их можно формировать в системе «Электронный бюджет», разработанной Минфином.

Читайте также: Единый агрегатор торговли (44-ФЗ)