Что понимается под оговоркой о публичном порядке

18.11.2024
0
Оговорка о публичном порядке – это важный институт международного частного права, который позволяет ограничивать применение иностранного законодательства или признание иностранных решений, если они противоречат основам правопорядка государства. В данной статье разберем, что такое оговорка о публичном порядке, как она применяется и почему имеет столь важное значение.

Что такое оговорка о публичном порядке в международном частном праве

Оговорка о публичном порядке является общепризнанным принципом и институтом международного частного права (МЧП). Она обеспечивает баланс между применением норм международного частного права и защитой суверенных интересов государства.

Суть оговорки о публичном порядке состоит в исключении или ограничении применения норм иностранного права или признании судебных решений другой страны, если они противоречат национальным интересам и принципам правопорядка конкретного государства.

При этом, оговорка о публичном порядке направлена против действия определенной иностранной нормы, а не против иностранного правопорядка в целом.

Оговорка о публичном порядке закреплена в законодательстве многих государств, в международных договорах, а также применяется и в тех государствах, чье законодательство не содержит ее прямого закрепления.

Становление данного правового института связывают с нормами французского частного права, а именно положениями ст. 6 Гражданского кодекса Французской Республики, устанавливающими, что «...соглашениями нельзя исключить действие законов, которые касаются общественного порядка и добрых нравов». Именно эти положения были развиты до современной концепции оговорки о публичном порядке, признанной в международном частном праве любого государства.

Какие различают формы оговорки о публичном порядке

В мировой практике известны два вида оговорки: позитивная и негативная оговорка о публичном порядке.

Следует отметить, что большой разницы в применении двух видов оговорок нет. В обоих случаях содержание нормы иностранного права сопоставляется с содержанием норм национального права.

Однако, в случае позитивной оговорки о публичном порядке есть перечень норм национального права, которые имеют приоритет над иностранными, в том числе путем прямого указания на это со стороны законодателя. В случае же негативной оговорки имеется лишь общая отсылка к публичному порядку, который может выражаться не только в нормах права, но и в нормах морали.

Негативная форма оговорки преобладает в международном частном праве, она закреплена в законах многих государств. Однако, в настоящее время ряд государств, которые традиционно применяли негативную оговорку, стали параллельно применять и позитивную. Подобные нововведения связывают с существованием особых сверхимперативных норм, которые выражают позитивную оговорку о публичном порядке.

Позитивная оговорка о публичном порядке

Позитивная оговорка – это совокупность внутренних норм права, которые в силу особой, принципиальной важности для государства, для защиты его общественных и моральных устоев, должны применяться всегда, даже если коллизионная норма отсылает к иностранному праву.

Негативная оговорка о публичном порядке

Негативная оговорка о публичном порядке означает, что иностранное право, которое следует применить по предписанию национальной коллизионной нормы, не должно применяться, если оно или его отдельные нормы несовместимы с публичным порядком этого государства, наносят урон или представляют для него опасность (в том числе из-за различия правовых систем). Чаще всего негативную форму оговорки о публичном порядке связывают с германским правом.

Оговорка о публичном порядке и действие сверхимперативных норм

Разберемся, что же такое сверхимперативные или императивные нормы в МЧП.

Нормативное определение понятия «императивные нормы» содержится в Регламенте Европейского Парламента и Совета Европейского Союза от 17.06.2008 № 593/2008 «О праве, применимом к договорным обязательствам» (Рим I). В п.1 ст.9 Регламента указано следующее:

«Преобладающими императивными положениями являются положения, соблюдение которых признано страной в качестве имеющего принципиальное значение для охраны ее публичных интересов, таких как ее политическое, социальное или экономическое устройство, в такой степени, что они подлежат применению к любой ситуации, подпадающей под их действие, независимо от того, какое право в ином случае подлежало бы применению к договору согласно настоящему Регламенту».

То есть, императивные нормы в силу своей особой значимости должны применяться всегда, независимо от применимого права, определенного сторонами гражданского правоотношения или судом (в результате применения коллизионных норм). Это группа норм способна ограничивать автономию воли сторон и действие иных коллизионных правил. Их еще называют нормами непосредственного применения.

В юридической литературе такие нормы чаще всего называют сверхимперативными, подчеркивая этим их абсолютную важность и особую значимость для национального правопорядка.

Как правило, к подобной категории норм относятся положения законодательства, которые влекут недействительность сделок или невозможность исполнения обязательств: валютное регулирование, лицензирование и квотирование экспорта и импорта, антимонопольное законодательство, эмбарго на поставки товаров и пр.

Концепция публичного порядка в МЧП

Как уже было отмечено выше, публичная оговорка применяется в случаях, когда происходит нарушение общественных интересов конкретного государства.

Для того чтобы понять, чем руководствуется суд при применении оговорки о публичном порядке, необходимо выяснить, что понимается под публичным порядком. Прежде всего стоит отметить, что общепринятого определения понятия «публичный порядок» не существует. В результате отсутствия легального определения публичного порядка и неоднозначности его научного толкования, содержание этих норм может интерпретироваться судами разных стран неодинаково.

Вместе с тем, есть некоторые общие элементы данного понятия, которые используются во всех национальных правовых системах. Публичный порядок включает:

  • основополагающие фундаментальные принципы права данной страны, прежде всего конституционные;
  • общепринятые принципы морали, на которые опирается правопорядок конкретного государства;
  • законные интересы граждан и юридических лиц, общества и государства, защита которых является основной задачей правовой системы страны;
  • общепризнанные принципы и нормы международного права, являющиеся частью правовой системы страны, включая международно-правовые стандарты прав человека.

Таким образом, понятие «публичный порядок», в основном, раскрывается через оценочные категории, и на законодательном уровне дать ему конкретное определение практически невозможно.

Каждое государство, а вернее судебная система каждого государства, самостоятельно определяет содержание данного понятия. Причем, исходя из текущих условий в государстве понимание публичного порядка может меняться и реальное наполнение его содержания будет зависеть от конкретных обстоятельств.

Как определяется противоречие публичному порядку

Важно понимать, что оговорка о публичном порядке применяется судами лишь в исключительных случаях, когда нарушение общественных интересов является серьезным и существенным. Это может быть, например, угроза общественному спокойствию, нарушение прав человека, социальное неравенство, нарушения нравственности и этики.

В международном праве существует принцип уважения иностранного права и судебных решений, поэтому отказ в их применении на основании публичного порядка считается исключением, а не правилом. Судебные органы каждой страны, как правило, осторожно относятся к этому институту, чтобы не допускать неоправданного ограничения международных правоотношений.

Проверка на соответствие иностранного права публичному порядку страны осуществляется исходя из конкретных обстоятельств дела. При этом оценивается не само решение иностранного суда или компетентного органа, а последствия его исполнения, которые могут быть несовместимы с основами национального правопорядка. Причем, важно учитывать степень противоречия и его значимость для правовой системы страны.

Сфера применения оговорки о публичном порядке

Оговорка о публичном порядке актуальна в различных правовых ситуациях.

Применение иностранного права. Когда суд или иное компетентное лицо рассматривает спор с иностранным элементом, может потребоваться применение норм иностранного права. Если эти нормы идут вразрез с фундаментальными принципами государства (например, нарушают права человека), их применение может быть ограничено или вовсе исключено.

Признание и исполнение иностранных судебных решений. Оговорка о публичном порядке также может стать основанием для отказа в признании и исполнении иностранных решений, если они, по мнению суда, нарушают важные нормы местного законодательства или основные права и свободы граждан. Например, если иностранное решение, подлежащее исполнению, затрагивает интересы семьи и детей, но нарушает местные нормы о защите их прав, такое решение может быть отклонено.

Примеры использования оговорки о публичном порядке

Признание брака

В некоторых странах могут не признаваться браки, заключенные за границей, если они нарушают местные нравственные нормы. Например, брак между близкими родственниками или полигамные браки могут не признаваться в государствах, где такие отношения запрещены законом.

Ограничения в трудовом праве

Если иностранный трудовой договор предполагает условия труда, которые считаются нарушением прав работника в местной юрисдикции (например, отсутствие права на отдых или дискриминация), это может стать основанием для его неприменения на основании оговорки о публичном порядке.

Исполнение решений о взыскании долгов

Если иностранное судебное решение о взыскании долгов нарушает национальные нормы о защите должника (например, приводит к несоразмерным последствиям для должника и его семьи), государство может отказать в его исполнении.

Что понимается под оговоркой о публичном порядке в РФ

Как институт российского международного частного права оговорка о публичном порядке включена в разд. VI Гражданского кодекса РФ. Общие принципы и положения содержатся в ст. 1192 ГК РФ и ст.1193 ГК РФ.

В российском праве применяется как позитивная форма публичной оговорки, так и негативная.

Негативная оговорка о публичном порядке закреплена в ст. 1193 ГК РФ. В данной статье указано, что норма иностранного права, подлежащая применению, в исключительных случаях не применяется, когда последствия ее применения явно противоречили бы основам правопорядка (публичному порядку) Российской Федерации с учетом характера отношений, осложненных иностранным элементом.

В ст. 1192 ГК РФ представлена позитивная форма оговорки. Данная статья закрепляет правило о применении сверхимперативных норм, которые вследствие указания в самих нормах или ввиду их особого значения, в том числе для обеспечения прав и охраняемых законом интересов участников гражданского оборота, регулируют соответствующие отношения независимо от подлежащего применению права.

Положения о публичной оговорке содержатся не только в Гражданском кодексе РФ, данное понятие присутствует в процессуальном законодательстве, а также во многих международных документах.

Примеры публичной оговорки в российском законодательстве

В качестве примера оговорки о публичном порядке, закрепленной в законодательстве РФ, можно привести положения ст. 1209 ГК РФ. В данной статье сказано, что форма сделки в отношении недвижимого имущества подчиняется праву страны, где находится это имущество. Однако, если речь идет о недвижимом имуществе, которое внесено в государственный реестр в РФ, то применять необходимо российское законодательство (п. 3 ст. 1209 ГК РФ). Объясняется это тем, что последствием несоблюдения формы сделки в отношении недвижимого имущества, зарегистрированного в России, является ее незаключенность. Поэтому если сделка совершена по нормам иностранного права, допускающего иную форму сделки в отношении недвижимости, то это не придаст ей силу в РФ.

Публичная оговорка закреплена в Семейном кодексе РФ. В ст. 167 СК РФ сказано, что нормы иностранного семейного права не применяются в случае, если такое применение противоречило бы основам правопорядка (публичному порядку) Российской Федерации. Например, законодательство некоторых иностранных государств допускает чрезвычайно низкий возраст для вступления в брак, однако на территории РФ зарегистрировать такой брак не получится, так как это несовместимо с российским публичным порядком. То же касается и правил о признании полигамных и однополых браков на территории РФ.

Публичный порядок в российском законодательстве

В российском законодательстве (как и в зарубежном) отсутствует легальное определение понятия «публичный порядок». Формулировка, используемая в законе, является оценочной и обладает широким смысловым содержанием. Это приводит к тому, что судебные органы при трактовке данной категории ссылаются на довольно большое количество признаков, которые, по их мнению, характеризуют определяемое понятие.

Наиболее распространенной трактовкой термина «публичный порядок» является определение, приведенное в Информационном письме Президиума ВАС РФ от 26.02.2013 № 156 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о применении оговорки о публичном порядке как основания для отказа в признании и приведении в исполнение иностранных судебных и арбитражных решений».

Под публичным порядком в данном документе понимаются фундаментальные правовые начала (принципы), которые обладают высшей императивностью, универсальностью, особой общественной и публичной значимостью, составляют основу построения экономической, политической, правовой системы государства. К таким началам, в частности, относится запрет на совершение действий, прямо запрещенных сверхимперативными нормами законодательства РФ (ст. 1192 ГК РФ), если этими действиями наносится ущерб суверенитету или безопасности государства, затрагиваются интересы больших социальных групп, нарушаются конституционные права и свободы частных лиц.

Когда применяется публичная оговорка

В нашей стране противоречие публичному порядку является основанием для:

  • отказа в приведении в исполнение иностранного судебного или арбитражного решения (п. 7 ч. 1 и ч. 2 ст. 244 АПК РФ, п. 5 ч. 1 ст. 412 и п. 2 ч. 1 ст. 417 ГПК РФ);
  • отказа в исполнении поручения иностранного суда или компетентного органа иностранного государства (п. 1 ч. 2 ст. 256 АПК РФ);
  • отмены решений третейского суда (п. 2 ч. 4 ст. 233 АПК РФ);
  • отмены решений, вынесенных Международным коммерческим арбитражным судом при Торгово-промышленной палате России (подп. 2 п. 2 ст. 34 Закона РФ от 07.07.1993 № 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже»).

Правила применения оговорки о публичном порядке

Обратите внимание! Основное правило применения оговорки о публичном порядке заключается в том, что публичную оговорку можно применить только, если последствия применения нормы иностранного права будут противоречить публичному порядку России. При этом, важно чтобы противоречие существовало не между нормой иностранного права и основами правопорядка РФ, а между последствием (результатом) применения иностранной нормы и основами правопорядка РФ.

В информационном письме № 156 сформулированы общие правила применения оговорки о публичном порядке. Они заключаются в следующем:

  • оценка судом последствий исполнения иностранного судебного решения на предмет нарушения публичного порядка РФ не должна вести к его пересмотру по существу (п. 1);
  • суд может применить оговорку о публичном порядке не только по заявлению стороны, но и по собственной инициативе (п. 2);
  • доказывать противоречие публичному порядку РФ должна сторона, которая заявляет о таком противоречии (п. 3);
  • оговорка о публичном порядке должна применяться в исключительных случаях, когда отсутствуют иные применимые специальные основания для отказа в признании и приведении в исполнение иностранного решения (п. 4).

Оговорка о публичном порядке: судебная практика

В формировании практики применения судами оговорки о публичном порядке значимую роль играет Информационное письмо ВАС РФ № 156. Остановимся на некоторых моментах, выделенных судьями.

Применена публичная оговорка по российскому праву

Российский суд применил публичную оговорку и не признал иностранное судебное решение, которое вынесено по договору, заключенному в результате подкупа (п. 2).

Решением международного арбитража с российского предприятия в пользу иностранной компании была взыскана задолженность по договору. Однако, когда иностранная компания обратилась в российский арбитражный суд за признанием и приведением в исполнение судебного решения, предприятие заявило возражение, ссылаясь на то, что решением российского суда руководитель предприятия был привлечен к уголовной ответственности за получение взятки от представителя иностранной компании. Суды отказали в признании и приведении в исполнение иностранного арбитражного решения со ссылкой на публичный порядок, указав при этом, что противодействие коррупции является основой не только российского, но и международного правопорядка.

Отказано в применении публичной оговорки по российскому праву

Российский суд отказался применить публичную оговорку и признал решение иностранного суда о взыскании заранее оцененных убытков (п. 5 - п. 6).

Международный арбитраж взыскал с российской компании заранее оцененные убытки за нарушение заверений и гарантий по договору с иностранной компанией. Российская компания возражала против признания и приведения в исполнение иностранного решения ввиду того, что в российском праве отсутствует институт заверений и гарантий, а также поскольку взыскание заранее оцененных убытков противоречит компенсационной природе гражданско-правовой ответственности. Российские суды отклонили возражения должника и указали, что факт отсутствия полного аналога данного института в законодательстве РФ при общем соответствии основам правопорядка не может являться основанием для применения оговорки о публичном порядке. Кроме того, данное условие было согласовано сторонами добровольно.

Другой пример, связанный со взысканием заранее оцененных убытков. Должник утверждал, что размер заранее оцененных убытков значительно превышает сумму основного долга и убытков, в связи с чем взыскание заранее оцененных убытков носит карательный характер. В обзоре сделан вывод, что только то обстоятельство, что сумма заранее оцененных убытков превышает сумму фактически понесенных убытков, не может свидетельствовать об их карательном характере и нарушении публичного порядка РФ.

Российский суд посчитал, что решение иностранного суда об обращении взыскания на имущество должника-физлица, которое было вынесено без участия в судебном разбирательстве супруги должника, не противоречит публичному порядку Российской Федерации (п. 9).

Иностранная компания обратилась в российский суд за исполнением судебного решения, которым с должника - физлица была взыскана задолженность по заключенным им договорам. Должник и его супруга, привлеченная к участию в деле в российском суде, возражали против исполнения решения. Их мотив сводился к следующему: супруга должника не являлась стороной третейского разбирательства, а взыскание денежных средств во исполнение решения должно было быть осуществлено, в том числе, за счет совместного имущества супругов. В данном деле суд отказался применять оговорку о публичном порядке, поскольку при взыскании задолженности возможно выделение доли супруга-должника из общего имущества для обращения на нее взыскания. Кроме того, при совершении одним из супругов сделки по распоряжению общим имуществом предполагается, что он действует с согласия другого супруга, а супруга не заявляла самостоятельного иска о признании недействительной сделки по распоряжению общим имуществом супругов.

В п. 11 и п. 12 Информационного письма констатируется наличие не только материально-правовой, но и процессуальной составляющей публичного порядка.

В двух делах, описанных в обзоре, анализируется возможность применения оговорки о публичном порядке в случае, когда под сомнение ставится независимость и беспристрастность арбитра, вынесшего решение. В случае, если арбитр во время арбитражного разбирательства раскрыл обстоятельства, которые могли повлиять на его независимость и беспристрастность, и сторона спора не заявила отвод такому арбитру, то признание и приведение в исполнение иностранного судебного решения не нарушает публичный порядок. Однако, если такой отвод был заявлен, но был отклонен, то это может служить основанием для отказа в признании и приведении в исполнение иностранного судебного решения, как нарушающего публичный порядок РФ.

***

Таким образом, оговорка о публичном порядке играет значительную роль в международном частном и внутреннем праве государств, обеспечивая защиту основополагающих норм и ценностей. Она позволяет ограничивать применение иностранного законодательства или признание судебных решений, противоречащих национальному правопорядку. Однако ее применение всегда требует взвешенного подхода, чтобы балансировать между защитой национальных интересов и уважением принципов международного права.

Специализация: Гражданское право (договорное, трудовое, налоговое), гражданский и арбитражный процесс.

Советник юстиции 1-го класса в отставке.

В 1997 году закончила Московский Международный Университет по специальности юриспруденция.

Большой опыт работы в Министерстве юстиции РФ и ФССП. Представление интересов данных структур в государственных органах законодательной и исполнительной власти, перед третьими лицами. Судебная практика в арбитражных судах и судах общей юрисдикции. В настоящее время занимаюсь частной практикой, имею большой успешный опыт самостоятельной реализации различных проектов.

Посмотрите другие статьи и образцы документов раздела: Законодательство