Регламент ведения учета предписывает разделять доходы и расходы по обычным видам деятельности с прочими поступлениями и тратами. Как на практике их классифицировать, рассмотрим на конкретных примерах. Так будет понятнее, как именно отражать на счетах учета те или иные начисления.
Доходы от обычных видов деятельности
Правила записи доходов в бухгалтерском учете российских организаций закреплены в ПБУ 9/99. Бухгалтерское положение утверждено приказом №32н от 06.05.99 г. Оно предписывает компаниям признавать поступления доходами от обычной деятельности или относить их к прочим перечислениям. При этом доходами от обычных видов деятельности организации признаются поступления в качестве выручки за продукцию или оплаты в счет оказанных услуг.
Особенности признания выручки для организаций разных видов деятельности
Если фирма занимается сдачей объектов в аренду, в том числе в лизинг, ее выручкой будет арендная плата или лизинговый платеж. Для организаций, бизнес которых основан на участии в уставных капиталах или предоставлении прав за вознаграждение, к доходам от обычных видов деятельности относят выручку от указанной деятельности.
Правила оценки выручки для целей начисления
На счетах учета выручка отражается следующим образом:
- в сумме полных поступлений за отгруженный товар, выполненную работу
- в размере поступлений и дебиторских долгов при частичной оплате
- в объеме дебиторской задолженности, когда дана отсрочка платежа заказчику
- по стоимости ценностей, передаваемых в обмен на товары и работы
Если договоренности изменились и в цену продукции или работы по ранее заключенному контракту внесены поправки, требуется откорректировать и первоначальную величину выручки. Доходы от прочих видов деятельности учитываются аналогично, но на других счетах учета, согласно инструкции к плану счетов и ПБУ «Доходы организации».
Пример
На расчетный счет организации, занимающейся продажей сантехники, поступила выручка по договору реализации партии унитазов в размере 250 000 руб., а в кассу – плата за сдачу в аренду подсобного помещения рядом со складом в размере 18 000 руб.
Так как оптово-розничная торговля является основной деятельностью фирмы, сумма в 250 тыс. руб. будет отражена проводкой:
Дебет 51 «Расчетный счет» Кредит 90 «Выручка».
Сдача в аренду относится к прочим операциям, и не классифицируется как основная деятельность компании, поэтому поступление 18 тыс. руб. бухгалтером будет записано так:
Дебет 50 «Касса» Кредит 91.1 «Прочие доходы».
Учет расходов по обычным видам деятельности проводки
ПБУ 10/99 диктует правила фиксации на счетах учета расходов компании. Документ введен приказом №33н от 06.05.99 г. Согласно его нормам, к расходам от обычных видов деятельности относят уменьшения выгод фирмы вследствие выбытия таких активов, как деньги, имущество. Не считаются расходами следующие оплаты и выбытия со счетов:
- напрямую относящиеся к созданию или покупке внеоборотного актива;
- непосредственно являющиеся уставным вкладом или складочным капиталом;
- платежи в формате комиссий и агентских принципалам и комитентам;
- всевозможные варианты авансов, задатков и предоплат за МПЗ;
- перечисления в счет долгов по займам и кредитам фирмы.
Все эти движения не являются расходами, а отражаются в качестве оплат.
Классификация расходов по обычным видам деятельности
Положение «Расходы организации» четко предписывает разделять выбытия на основные расходы и прочие. Такой подход призван приблизить данные финансовых отчетов по РСБУ к требованиям международных стандартов. Расходами по обычным видам деятельности являются траты предприятия на выпуск, сбыт продукции, куплю-продажу товаров, обеспечение оптимальных условий для реализации услуг.
Специфика отнесения расходов к основным при различных видах деятельности
При лизинге или финансовой аренде, если данный вид деятельности является для компании основным, к расходам по обычным видам деятельности относятся доходные вложения в материальные ценности. Если же лизинг лишь дополнение к основному бизнесу, то такие затраты будут классифицироваться как прочие.
Аналогичный порядок действует и для фирм, которые:
- предоставляют за вознаграждение права, закрепленные патентами;
- участвуют в уставных капиталах других предприятий;
- предоставляют за плату свою интеллектуальную собственность.
Положение о расходах компаний закрепило и следующее обязательное правило: расходами по обычным видам деятельности признаются возмещение первоначальной стоимости внеоборотных активов, которые используются предприятием в качестве основных средств и НМА. Затраты на их приобретение погашаются путем начисления амортизации по особому правилу.
Расходы по обычным видам деятельности формула для амортизации
Включение стоимости основных средств в состав основных расходов удобнее рассмотреть на примере.
Предположим, фирма «Маркет» купила станок для выпуска упаковки стоимостью без НДС 2 500 000 руб. Согласно классификатору он относится к активам со сроком полезного использования 61 мес. Это означает, что ежемесячно в течение 61 мес. бухгалтер компании будет включать в основные расходы по 1/61 стоимости станка, что составляет 40 983,61 руб.
Порядок оценки расходов для целей бухгалтерского учета
Расходы организации по обычным видам деятельности – это величина, которая уменьшает итоговую прибыль периода. Именно поэтому подходить к ее оценке нужно, вооружившись требованиями закона. ПБУ «Расходы организации» предписывает оценивать их так:
- по величине оплаты в денежной форме;
- по размеру имеющейся кредиторской задолженности.
Размер оплаты и величина кредиторского долга фиксируются с учетом цены, согласованной сторонами при заключении договора. Если в контракте нет указаний на цену, следует исходить из ее предполагаемой величины для сопоставимых операций.