Бухучет банковских гарантий у принципала

10.10.2019
0
Команда СП

Проведение сделок, подкрепленных банковской гарантией – весьма распространенное явление в современной бизнес-среде. Компании все чаще прибегают к использованию гарантии банка, как к эффективному инструменту страхования для уменьшения финансовых рисков. Поэтому сегодня так актуальны и важны все аспекты учета таких операций. Рассмотрим, как осуществляется бухучет банковских гарантий у принципала.

Как распределяются обязанности участников сделок при оформлении гарантии

Банковская гарантия – это обязательство банка уплатить компании-кредитору определенную сумму по заключенному соглашению или займу за должника при неисполнении им своих обязательств. Банк в подобных операциях именуется гарантом, кредитор – бенефициаром, а должник, по просьбе которого гарантия оформляется – принципалом.

Каждый из перечисленных участников при этом имеет определенные выгоды:

  • бенефициар в любом случае (даже при невыполнении должником обязательств) получает сумму по договору;

  • гарант получает вознаграждение за предоставление гарантии;

  • принципал приобретает имущество или допускается к оказанию услуг.

Получение гарантии — оплачиваемая услуга. Комиссия банка может устанавливается:

  • в фиксированном размере;

  • в процентах от величины гарантии.

Гарант вправе диктовать свои условия уплаты вознаграждения по передаче гарантии, например, потребовать от принципала единовременного перечисления всей суммы комиссии или оплаты частичными платежами на протяжении срока действия гарантии, что бывает при осуществлении долгосрочных проектов, растягивающихся на несколько лет.

Невзирая на то, что принципал несет на себе все затраты по уплате комиссии за выдачу гарантии, в некоторых ситуациях ее оформление — это реальный шанс получения необходимого заказа. Зачастую поставщики крупных партий товара, продавцы недвижимости или заказчики строительных работ одним из обязательных требований в заключаемом соглашении выдвигают условие наличия банковской гарантии.

Читайте также: Как оформить банковскую гарантию

Банковская гарантия: бухгалтерский учет у принципала

Предоставление банковской гарантии оформляется соответствующим договором, содержащим все пункты отношений с принципалом – сумму и срок действия гарантии, размер комиссии за ее выдачу. Документ может быть оформлен на бумаге или в электронном формате, заверенном электронными подписями

Бенефициар учитывает обеспечение оплаты за балансом по дебету сч. 008 «Обеспечения обязательств» и списывает гарантию с кредита сч. 008 при погашении долга.

Учет банковской гарантии принципалом осуществляется на счете 76, к которому открывают субсчет «Расчет с банком-гарантом по вознаграждению за выданную гарантию», где по дебету отражают непосредственную стоимость гарантии. Она же в свою очередь увеличивает себестоимость актива, для покупки которого была предоставлена.

Читайте также: Банковская гарантия: образец

Банковская гарантия: бухгалтерские проводки у принципала

Должник фиксирует операции под гарантию банка так:

Содержание

Д/т

К/т

Банку оплачено предоставление гарантии

76

51

Сумма комиссии увеличивает себестоимость приобретаемого актива

08,10,20,41

76

Остальные проводки аналогичны записям, которыми оформляют любое приобретение имущества.

Пример:

АО «Меркурий» запланировало покупку производственного здания стоимостью 120 млн. руб. Обеспечением сделки служит банковская гарантия, представленная продавцу. Она получена на следующих условиях:

  • комиссия 5% от цены объекта — 6 млн. руб. (120000000 х 5%);

  • действительна гарантия 2 месяца;

  • уплачивается одним платежом.

Компания-принципал перечислила вознаграждение банку и приобрела здание, полностью и в срок расплатившись с продавцом. Отражение в учете банковской гарантии у принципала:

Содержание

Д/т

К/т

Сумма

Оплачено вознаграждение банку

76

51

6 000 000

Сумма гарантии включена в первоначальную стоимость ОС

08

76

6 000 000

Произведена оплата ОС

60

51

120 000 000

Стоимость здания учтена в капвложениях

08

60

120 000 000

Объект учтен в составе ОС (120000000 + 6000000)

01

08

126 000 000

Банковская гарантия: проводки у принципала, если за него расплатился гарант

Затруднение может вызвать оформление операций, если должник не смог в означенное время расплатиться по своим обязательствам. В подобной ситуации бенефициар требует оплату суммы, не полученной по соглашению, у банка-гаранта, а тот, после получения документов от кредитора и их рассмотрения, выносит решение о выплате долга за принципала.

В дальнейшем банк сообщает должнику-принципалу о завершении действия гарантии и необходимости возмещения им перечисленной суммы. Принципал же, получив банковское уведомление, фиксирует в учете его регрессные требования. Разберем действия принципала на примере:

Для обеспечения оплаты сделки по приобретению здания стоимостью 6 млн. руб. фирма представила продавцу банковскую гарантию, а банку выплатила вознаграждение за ее получение в размере 3% от цены договора – 180 тыс. руб. (6000000 х 3%).

В определенный по договору срок принципал платеж продавцу не произвел. Гарант погасил обязательство перед продавцом (6 млн. руб.) и затребовал от фирмы возмещения этой суммы.

Бухгалтер провел учет банковской гарантии у принципала проводками:

Содержание

Д/т

К/т

Сумма

Оплачено вознаграждение банку

76

51

180 000

Его сумма включена в первоначальную стоимость приобретаемого здания

08

76

180 000

Объект принят по акту приема-передачи

08

60

6 000 000

Объект учтен в ОС

01

08

6 180 000

Отражено регрессное требование банка

60

76

6 000 000

Оплата по договору возмещена банку

76

51

6 000 000