Бухгалтерский баланс: пример составления

22.02.2024
0
Бухгалтерский баланс организации отражает информацию об имуществе и обязательствах компании. В статье рассмотрим требования, которые предъявляются к бухбалансу, и приведем пример его составления.

Как составить баланс — требования к отчетности

Перед тем, как составлять бухгалтерский баланс, познакомимся с основными требованиями, которые предъявляются к данной форме отчетности. Законодательством РФ установлены такие правила:

  • отражение в бухбалансе только достоверной и полной информации об имуществе и обязательствах компании;
  • формирование данных на основе правил, установленных российским законодательством о бухгалтерском учете;
  • в отношении бухотчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны;
  • составление бухбаланса на русском языке и в валюте РФ;
  • подписание баланса руководителем компании.

На заметку! Сроки подачи бухгалтерского баланса — до 31 марта года, следующего за отчетным. За 2023 год нужно отчитаться до 1 апреля 2024 года (потому что 31 марта 2024 года — это выходной).

Структура баланса — разделы и строки

Баланс предприятия характеризует финансовое положение хозяйствующего субъекта на конкретную отчетную дату. Он представляет собой таблицу, которая делится на два больших раздела:

  1. Актив — имущество организации.
  2. Пассив — источники формирования имущества, обязательства организации.

Каждый раздел баланса подразделяется на группы, которые имеют индивидуальные строки с конкретным наименованием. Актуальная форма баланса утверждена приказом Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 02.07.2010 № 66н. Отметим, что из нее нельзя удалять какие-либо строки, но можно дополнять графами при необходимости.

Сведения для бухбаланса собираются с синтетических счетов бухгалтерского учета или берутся из оборотно-сальдовой ведомости за конкретный отчетный период.

Статья по теме: Расшифровка бухгалтерского баланса по строкам Бухгалтерский баланс представляет собой отчетную форму, в которой систематизированы и представлены все сведения о финансовом состоянии компании на определенную дату. Рассмотрим, какие строки содержит данный отчет. Подробнее

Пример составления бухгалтерского баланса

Порядок составления бухгалтерского баланса основан на заполнении соответствующих строк по данным оборотно-сальдовой ведомости за отчетный период с учетом требований ПБУ 4/99. Для заполнения баланса из «оборотки» берутся показатели в виде развернутого сальдо по всем счетам бухучета. Основные средства и НМА отражаются в балансе за минусом амортизации.

Если по итогам работы фирмы получен убыток, то его сумму отражают в скобках, как отрицательное число. Каждая графа баланса имеет специальную кодировку, указанную в приложении № 4 к приказу 66н. 

Процесс заполнения формы рассмотрим на примере ООО «Альфа», созданного в 2021 году. Для этого нам понадобятся исходные данные, основанные на показателях оборотно-сальдовой ведомости компании на 31.12.2023.

В шапке формы укажем дату, на которую готовим баланс, а также, сведения об организации: название, адрес местонахождения, организационно-правовую форму, ОКВЭД, ОКПО, ИНН. Отметим, подлежит ли отчетность обязательному аудиту. Если да, то заполним сведения об аудиторской компании. 

Переходим к заполнению строк актива и пассива. Показатели приведены в таблице. Сгруппируем их по категориям и внесем общую сумму по каждой из них в соответствующую строку. Например, сложим все суммы по запасам: 50 000 руб. + 60 000 руб. + 30 000 руб. = 140 000 руб. Полученную сумму запишем в строку 1210. Так разнесем все полученные показатели по разделам баланса. Суммы указаны в тыс. руб.

В конце каждого раздела актива и пассива подводятся итоги. Аналогично подводятся итоги по активу и пассиву, которые всегда должны быть равны. 

В нашем случае показатели строк 1600 и 1700 (валюта баланса) получились одинаковыми (например, 1030 тыс. руб.  = 1030 тыс. руб. по состоянию на 31.12.2023). В таком случае говорят, что баланс сошелся.

Равенство актива и пассива объясняется применением в бухгалтерском учете метода двойной записи, при котором одна и та же операция отражается по дебету и кредиту счетов одновременно. Если равенства между активом и пассивом нет, то баланс составлен неверно.

К чему может привести составление бухбаланса с ошибками, подробно разъяснили эксперты «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к системе КонсультантПлюс, то получите пробный демодоступ и бесплатно переходите в Готовое решение.

Для примера мы взяли фирму, которая открылась в 2021 году. В балансе отражены показатели за 2021, 2022 и 2023 год. 

Статья по теме: Упрощенный бухгалтерский баланс 2024 Баланс по упрощенной форме за 2023 год могут сдавать не все компании, а только те, которые относятся к субъектам малого предпринимательства. Это очень удобно, так как баланс для малых предприятий за 2023 год может содержать меньшее количество строк по сравнению с традиционной полной формой. Небольшая компания сама может решить, что ей удобнее: полноценный отчет или его упрощенная версия. Выбранный способ надо отразить в действующей учетной политике. Подробнее

Итоги

Бухгалтерский баланс составляется на основе данных оборотно-сальдовой ведомости. Правильность заполнения формы контролируется равенством итоговых сумм актива и пассива. Если оно не достигается, то баланс составлен не верно, и требуется устранение ошибки.

Специализация: все виды систем налогообложения, бухотчетность, МСФО

Эксперт в сфере бухгалтерского учета, налогообложения, кадрового делопроизводства и трудового права. В 2010 году окончила Тюменский государственный университет по специальности «Экономист». Общий профессиональный стаж — с 2008 года, в том числе на государственной службе в налоговых органах. Автор публикаций по практическому применению бухгалтерского и налогового учета в России, кадровому делопроизводству, решению корпоративных и трудовых споров.

Посмотрите другие статьи и образцы документов раздела: Бухгалтерская отчетность