Счет 90 «Продажи»

18.07.2017
0
Команда СП

Момент реализации сделки по продаже товаров и услуг сопряжен с необходимостью одновременно показать сумму выручки и себестоимость произведенной продукции. Счет 90 «Продажи» создан для фиксации фактов продаж товаров с услуг и выведением базовых значений прибыльности или убыточности хозяйственной деятельности.

Характеристика счета 90 «Продажи»

Для систематизации сведений об уровне доходности и размере затратной части при осуществлении обычной деятельности предприятием используется 90 счет в бухгалтерии. Его относят к сопоставляющей разновидности счетов, для него характерно отсутствие конечного сальдо. По отношению к разделам баланса 90 счет – активный или пассивный в зависимости от оборотов по конкретному субсчету, в Плане счетов он значится как активно-пассивный.

На счете 90 «Продажи» отражается итоговый размер выручки со сформированной себестоимостью по:

  • всем видам готовой продукции;
  • работам с услугами разного назначения;
  • покупаемым изделиям для формирования полной комплектации производимой продукции;
  • счет 90 в бухгалтерском учете необходим и для отражения работ, связанных со строительством, монтажом;
  • товарным группам;
  • перевозочным услугам;
  • операциям погрузки и разгрузки;
  • сч. 90 используется в случаях сдачи в аренду своих имущественных объектов;
  • передаче прав на запатентованные изобретения на платной основе.

Дебет счета 90 «Продажи» отражает сформированный комплекс расходов на производство конкретного изделия в виде себестоимости. При отражении этой операции по кредиту в корреспонденции могут участвовать счета 41, 43, 44, 20. Кредит 90 счета показывает итоговый размер полученной за отчетный период выручки. Дебетовые обороты проходят по 62 счету.

У предприятий, специализирующихся на производстве продукции сельскохозяйственного характера, отражение размера себестоимости происходит по плановым значениям. Отдельной суммой в дебет записывается разница между плановыми показателями и рассчитанными фактическими данными по результатам годовой калькуляции. 90 счет в балансе не отражается, так как подлежит обнулению при закрытии по окончании отчетного периода.

Схема счета 90 выглядит так:

Дебет 90

Кредит 90

Расходная часть в форме себестоимости продукции с учетом НДС, включая затраты реализационного характера

Доходная часть в форме выручки от продажи с учетом НДС

Итог по сумме расходов

Итог по сумме доходов

Остаток свидетельствует об убытке

Остаток показывает прибыль

Аналитический учет по счету 90

Аналитика ведется по субсчетам, которые в конце месяца закрываются и переносят свои остатки на счет прибылей и убытков. Карточка счета 90 может иметь обороты:

  • 90.1 в отношении выручки;
  • 90.2, показывающий себестоимость продукции с расходами реализационного характера;
  • 90.3 на суммы НДС;
  • 90.4, предназначенный для учета акцизов;
  • 90.5, выделенный для экспортных пошлин;
  • счет 90 «Продажи» для подведения итога по своим субсчетам имеет субсчет 90.9.

Накопленные на протяжении месяца суммы по счетам 90.1 – 90.4 подлежат списанию на 90.9. Далее счет 90 обнуляется при помощи проводки с 99 счетом. Для целей аналитического учета характерно отдельное отражение каждого типа товарной позиции.

Счет 90 в бухгалтерском учете: проводки

Субсчета 90.3-90.5 на практике применяются не всеми предприятиями. Их наличие обусловлено системой налогообложения организации и спецификой избранного направления хозяйственной деятельности. Типовые проводки по счету 90 представлены двумя блоками – дебетование и кредитование счета продаж.

Проводки по счету 90 при отражении выручки:

  • Д76 – К90.1 от организаций, считающихся прочими дебиторами и кредиторами;
  • Д50 (55, 51, 52) – К90.1 при поступлении на счета компании-продавца сумм выручки по сделке продажи;
  • Д79 – К90.1 – в этом случае корреспонденция 90 счета показывает размер дохода от дочерних предприятий и филиальных подразделений;
  • Д98 – К90.1 при отнесении части выручки к доходам будущих периодов в случае осуществления авансовых платежей.

Дополнительные проводки по счету 90 «Продажи»:

  • Д90.2 – К43, 41, 40 при списании товаров или категории готовой продукции по учетным ценам;
  • счет 90 в бухгалтерском учете при отражении торговой наценки формирует проводку между Д90.2 и К42;
  • Д90.3 – К68 в момент выставления НДС по реализуемой продукции.

Разбираем проводки по счету 90 на примере

В отчетном периоде предприятие показало реализацию собственной продукции на сумму 322 000 р. (без НДС), себестоимость которой равна 243 000 р. Средства от продажи зачислены на расчетный счет, произведено закрытие периода.

Проводки со счетом 90 будут выглядеть так:

  1. Дебетуется 62 и кредитуется 90.1 на 322 000 р. (сумму выручки).
  2. По Д90.2 и по К41 на 243 000 р. (сумму себестоимости).
  3. Д51 – К62 при поступлении средств в счет оплаты товара 322 000 р.
  4. Характеристика счета 90 предполагает его закрытие:
    • Д90.1 – К90.9 на сумму 322 000 р.;
    • Д90.9 – К90.2 на сумму 243 000 р.;
    • Д90.9 – К99 в размере 79 000 р. (322 000-243 000).

Журнал-ордер по счету 90

При ведении учета по журнально-ордерной форме для отражения оборотов по счету продаж используется журнал-ордер под № 11-АПК. Он формируется ежемесячно, основанием для внесения записей служат ведомости аналитического учета форм 60-АПК – 67-АПК. Месячные итоги подлежат перенесению в Главную книгу.