ГОСТ 14192 96 – маркировка грузов

11.08.2021
0
Команда СП

Грузы, транспортируемые от грузоотправителя к грузополучателю, должны быть промаркированы – соответствующее требование установлено законодательством (см., например, п. 4 ст. 69 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ). О том, как маркировать грузы в соответствии с действующими стандартами, расскажем в статье.

Для чего нужен ГОСТ «Маркировка грузов»

Маркировка груза – это символьно-буквенно-цифровая комбинация, которая содержит сведения о комплектации товара, о правилах его транспортировки, о его получателе, а также о количестве занимаемых товаром мест. Обязанность по маркировке груза возникает у его отправителя.

Правила маркировки грузов определяет ГОСТ 14192 96 «Маркировка грузов» (принят Госкомитетом РФ по стандартизации и метрологии 18.06.1997) – на основании этого стандарта разрабатываются нормативные документы, устанавливающие порядок маркировки грузов определенного вида.

ГОСТ 14192 (маркировка грузов) определяет:

  • правила применения манипуляционных знаков;
  • место и способ нанесения транспортировочной маркировки;
  • размеры маркировочных ярлыков, манипуляционных надписей и знаков;
  • дополнительные требования к маркировке товаров, направляемых на экспорт;
  • характеристики маркировки, используемой для транспортной тары.

Соблюдение требований ГОСТа при маркировке обеспечивает сохранность транспортируемого товара и облегчает работу при погрузке и разгрузке – ошибок при работе с унифицированными обозначениями возникает гораздо меньше.

ГОСТ 14192 – маркировка: содержание

В соответствии с п. 3.1 ГОСТ 14192 96, маркировка должна содержать следующие виды информационных знаков:

1. Манипуляционные знаки. К ним относятся изображения, указывающие пользователю на способ обращения с грузом.

2. Основные надписи. Они содержат:

  • наименование грузополучателя (полное или сокращенное);
  • наименование конечного пункта назначения, с указанием, при необходимости, сведений о транзитных пунктах, в которых осуществляется перегрузка;
  • количество грузовых мест в партии и порядковый номер единицы товара в этой партии.

3. Дополнительные надписи. К ним относятся:

  • наименование грузоотправителя (полное или сокращенное);
  • наименование пункта отправления товара;
  • сведения о транспортной компании, которая осуществляет перевозку.

4. Информационные надписи. Они содержат сведения о:

  • массе груза в килограммах (нетто и брутто); вместо массы можно указать сведения о количестве товара (в штуках);
  • габаритные размеры груза в сантиметрах (Длина х Ширина х Высота или Диаметр х Высота); габариты груза можно не указывать, если ни один из габаритных размеров не превышает указанного значения:
    • 1 м – при транспортировке с помощью открытого подвижного состава;
    • 1,2 м – при транспортировке в крытом подвижном составе;
    • 0,7 м – при транспортировке воздушным транспортом.

Дополнительно, по согласованию между грузоотправителем, грузополучателем и транспортной компанией, на тару может наноситься дополнительная маркировка в виде штрих-кода или двумерного символа, подлежащего машинному считыванию. Использование таких кодов позволяет автоматизировать процесс отгрузки, транспортирования и приемки и снизить временные затраты на обработку сведений о грузе.

Размещение надписей

Местоположение маркировки зависит от вида тары, в которую упакован груз:

  • ящик – на одной из боковых граней;
  • обрешетка – на дополнительных табличках, размещенных на открытых местах упаковки;
  • тканевый мешок – на верхней части, возле шва;
  • тюк – на боковой поверхности;
  • кипа – на торцовой или боковой поверхности;
  • иные виды упаковки – на любых хорошо просматриваемых местах.

Если у транспортируемого груза нет упаковки, маркировку можно нанести на сам товар.

Способы нанесения маркировки

В зависимости от материала, из которого изготовлена тара, маркировка может быть нанесена одним из следующих способов (п. 5.7 ГОСТ 14192 96):

  • штампование;
  • выжигание;
  • с помощью маркировочной машины;
  • путем выдавливания;
  • с помощью трафарета и краски;
  • типографским способом.

При нанесении маркировки стоит использовать черную краску. Отдельные виды знаков могут иметь другой цвет – например, голубой. Не рекомендуется использовать цвета, характерные для отметок, наносимых на опасные грузы.

Используемая краска должна быть светостойкой, водостойкой, при необходимости – солестойкой и устойчивой к воздействию высоких и низких температур. Краска не должна быть липкой и легко стираемой. 

Читайте также: Сопроводительные документы на перевозку груза

Вы — юрист или бухгалтер?
Можете разместить интересную статью под своим авторством на нашем сайте!
Укажем вас в качестве автора и добавим в пул экспертов сайта
Пишите на почту: zabota@spmag.ru
Оставить комментарий