Валютный контроль в РФ

17.08.2017
0
Команда СП

Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется в соответствии со стандартами ФЗ № 173-ФЗ, датированного 10 декабрем 2003 года, закона № 115-ФЗ от 7 августа 2001 года и отраслевыми законодательными документами Основной целью мероприятий по надзору за операциями с иностранными валютами стало обеспечение стабильности рубля и валютных процессов внутри страны.

Валютный контроль в РФ: задачи и участники

Система мер по контролю над действиями участников сделок с валютой предназначена для решения ряда задач:

  • введение обязательного лицензирования обменных пунктов для предотвращения появления мошеннических схем;
  • отслеживание операций по купле и продаже иностранной валюты на территории России;
  • ликвидация валютных спекуляций путем запрета незадекларированного провоза через границу больших сумм валютной наличности;
  • мониторинг законности сделок по экспорту и импорту, реализации контрактов с зарубежными контрагентами.

Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется при соблюдении условия невмешательства в операции частных лиц с валютой органами власти. Органами контроля являются 3 структуры:

  1. Банк России.
  2. Федеральная налоговая служба.
  3. Органы таможенной службы.

В роли агентов выступают уполномоченные банковские структуры, профучастники на рынке ценных бумаг с Внешэкономбанком. Банк России специализируется на операциях юридических лиц из категории кредитных и финансовых учреждений. Деятельностью остальных резидентов и нерезидентов занимаются ФНС, служащие таможенных органов и контролирующие агенты.

На практике применяются следующие виды валютного контроля:

  1. Предварительный, особенностью которого является его реализация на этапе, предшествующему моменту совершения валютной сделки.
  2. Текущий, осуществляемый во время заключения сделки.
  3. Последующий, оперирующий фактами уже заключенного соглашения по валютным операциям.

Валютный контроль - 2017: ключевые нововведения

В 2017 году таможенные и налоговые органы были причислены к органам контроля, ранее они считались агентами валютного надзора. Банк России получил расширенный набор полномочий в отношении взаимодействия с некредитными организациями. Обновленные правила документооборота предполагают передачу заверенных копий документации в адрес органов контроля агентами для реализации контролирующих мероприятий.

У банков появилась возможность самостоятельно решать, применять процедуру идентификации к физлицам или нет в случае обмена последними иностранной валюты в рублевом эквиваленте до 40 000 рублей.

Валютный контроль – права и полномочия участников

В ст. 23 закона № 173-ФЗ приведен список полномочий валютных агентов:

  • им вменяется в обязанность проведение проверок деятельности резидентов и нерезидентов на предмет соответствия ее валютному законодательству;
  • разрешается сверяться с данными учета и отчетности подконтрольных субъектов, затрагивающими валютные операции, для оценки полноты и достоверности отраженной информации;
  • оформлять запросы, нацеленные на получение документов и сведений по валютным сделкам, процедурам открытия счетов и движения на них.

Валютный контроль в РФ осуществляется путем наделения органов контроля дополнительным набором функций и прав. В частности, им разрешается выдавать предписания с требованием устранить обнаруженные факты нарушений в сфере валютного законодательства и применять соответствующие меры ответственности к участникам незаконных сделок.

Валютный контроль в РФ предоставляет достаточный уровень защиты интересов подконтрольных субъектов для поддержания баланса интересов сторон. Органам и агентам контроля предписывается соблюдение правила, по которому запрашиваемые документы в обязательном порядке должны иметь прямое отношение к объекту проверки.

Для подконтрольных субъектов прописано право знакомиться с содержимым актов проверок, подавать жалобы и апелляции для оспаривания действий и заключений контролирующих органов и агентов. При доказанной неправомочности мероприятий или решений по результатам проверки подконтрольные резиденты и нерезиденты могут требовать возмещения им ущерба, причиненного по причине некорректной деятельности органов контроля.