Трудовая деятельность, даже при неполном графике, лишает работника пособия по уходу за ребенком

В ходе выездной проверки организации отделение ФСС пришло к выводу, что выплачиваемое застрахованному лицу пособие по уходу за ребенком произведено с нарушением требований законодательства. В частности, сотруднице в целях ухода за ребенком первоначально был установлен неполный график работы, путем сокращения рабочего времени в каждую последнюю рабочую пятницу каждого месяца на 1 час. Позднее рабочий день был сокращен ежедневно на 12 минут, с оплатой пропорционально отработанному времени. ФСС доначислил организации страховые взносы, пени и штраф, указав на злоупотребление правом, поскольку страхователь формально сократил продолжительность рабочего времени лишь на 1 час в месяц, а позднее на 12 минут в день. То есть отпуск по уходу за ребенком продолжался у сотрудницы 1 час в месяц, а затем 12 минут в день, что недостаточно для выполнения той социально значимой функции, которая отводится отпуску по уходу за ребенком.
Организация обратилась в суд. Суды двух инстанций требования заявителя удовлетворили, однако кассация их решение отменила, пояснив, что в данном случае пособие по уходу за ребенком не может являться компенсацией утраченного заработка, а приобретает характер дополнительного материального стимулирования работника. Это свидетельствует о злоупотреблении организаций правом в целях предоставления своему сотруднику дополнительного матобеспечения, возмещаемого за счет средств фонда.
Верховный суд (определение № 309-КГ17-17691 от 01.12.2017 г. по делу А50П-505/2016) оставил в силе решение суда кассационной инстанции. Верховный суд постановил, что применение в отношении застрахованного лица установленного организацией режима сокращенного рабочего времени не может расцениваться как мера, необходимая для продолжения осуществления ухода за ребенком, повлекшая утрату заработка.