Роспотребназдор рассказал, как заключать договоры в интернете

Роспотребнадзор 5 ноября 2020 года опубликовал разъяснения по поводу заключения дистанционного договора в форме click-wrap-соглашения (заключаемого в момент, когда потребитель услуг щелкает мышью по клавише «я согласен», если это сопровождается текстом договора и описанием ценовых и иных условий сделки).
Ведомство сообщило о том, что при рассмотрении споров о добросовестности используемых продавцами и исполнителями приемов и техник заключения click-wrap-соглашений придерживается позиции, согласно которой само по себе наличие подписи под указанными условиями или так называемой «галочки» под отдельными элементами соглашения (о приобретении дополнительных услуг) не свидетельствует о том, что данная подпись была получена в порядке свободного волеизъявления и о наличии у потребителя возможности отказаться от данного условия.
К обстоятельствам, очевидно свидетельствующим о том, что согласие потребителя было явно и осознанно выраженным, ведомство относит, в частности, следующие условия:
- потребителем получена полная и достоверная информация о товаре (услуге). Предполагается, что к моменту проставления «галочки» потребитель будет ознакомлен с ключевыми свойствами услуги без дополнительных переходов по ссылкам и документам, и сможет сформировать безошибочное представление о полезности приобретаемой услуги (товара) и условиях ее (его) приобретения);
- в веб-форме или программном обеспечении отсутствуют заранее проставленные отметки («галочки»), которые сами по себе порождают возникновение юридически значимых последствий.
Роспотребнадзор считает, что если продавец или исполнитель рассчитывает на то, что невнимательность клиента приведет к приобретению им дополнительных услуг, несению дополнительных расходов или отказу от каких-либо прав, то это может рассматриваться как недобросовестное поведение и ненадлежащая практика, недопустимые по смыслу ст. 10 Гражданского кодекса РФ.
Ведомство напоминает, что навязывание дополнительных услуг запрещено ст. 16 Закона «О защите прав потребителей». И что компания, виновная в нарушении одного из основополагающих прав потребителей на свободный выбор услуг, должна возместить потребителю все убытки, включая цену навязанной услуги.
Читайте также: Новые правила оказания услуг общественного питания с 2021 года
Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.