Работнику-инвалиду нельзя установить полный рабочий день

Сотруднице организации по результатам медико-социальной экспертизы бессрочно установили II группу инвалидности. Об этом был поставлен в известность работодатель, однако сокращенный рабочий день сотруднице не установили. Напротив, с ней заключили дополнительное соглашение к трудовому договору, по которому продолжительность ежедневной работы составляла 8 часов. Впоследствии данную сотрудницу уволили ввиду отсутствия у работодателя работы, необходимой работнику в соответствии с медицинским заключением.
Уволенная обратилась в суд с иском о взыскании с работодателя оплаты за сверхурочную работу. Заявитель указала, что по части 1 статьи 92 ТК РФ для работников, являющихся инвалидами I или II группы, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю. Таким образом, она еженедельно перерабатывала по 5 часов.
Однако суды двух инстанций требования заявителя удовлетворить отказались. Суды указали, что она не обращалась к работодателю с заявлением об установлении ей, как инвалиду II группы, сокращенной продолжительности рабочего времени. Кроме того, при заключении с работодателем допсоглашения к трудовому договору она не возражала против установленной в нем ежедневной продолжительности рабочего времени — 8 часов (40 часов в неделю).
Однако Верховный суд РФ (определение от 12.08.19 № 25-КГ19-7) с нижестоящими судами не согласился. ВС разъяснил, что установление работнику – инвалиду I или II группы сокращенной продолжительности рабочего времени является императивной обязанностью работодателя. Это не обусловлено наличием волеизъявления такого работника.
Доводы судов о том, что работник не возражала против установления восьмичасового рабочего дня, противоречат части 2 статьи 9 ТК РФ, согласно которой трудовые договоры не могут содержать условий, снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством.