Работник может не возмещать ущерб, если договор о матответственности заключен с нарушением

4 апреля 2014 года между ФБУ и гражданином Ш. был заключен трудовой договор о принятии последнего на работу на должность командира – первого помощника механика на судне. 8 апреля между сторонами был заключен договор о полной индивидуальной материальной ответственности. 19 октября судно, которым управлял Ш., село на мель, в результате чего учреждение понесло прямой действительный ущерб в сумме более 4 млн рублей. 15 ноября Ш. был уволен с работы, а ФБУ обратилось в суд с иском о взыскании с Ш. материального ущерба.
Суд первой и апелляционной инстанций требования учреждения удовлетворили. Однако Верховный суд (определение от 25 декабря 2017 г. № 14-КГ17-29) с нижестоящими решениями не согласился.
Верховный суд указал, что, исходя из положений статьи 244 ТК РФ, письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности могут заключаться с работниками, достигшими возраста 18 лет и непосредственно обслуживающими или использующими денежные, товарные ценности или иное имущество. Перечни работ и категорий работников, с которыми могут заключаться такие договоры, утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.
Невыполнение требований законодательства о порядке и условиях заключения и исполнения договора о полной индивидуальной материальной ответственности может служить основанием для освобождения работника от обязанностей возместить причиненный по его вине ущерб в полном размере, превышающем его средний месячный заработок.
Так, Ш. занимал должность командира – первого помощника механика, которая в Перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу вверенного имущества, утвержденный постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 31 декабря 2002 г. № 85, не была включена.
Таким образом, при заключении договора о полной индивидуальной материальной ответственности с Ш. имело место нарушение требований закона, что свидетельствует о неправомерности привлечения его, как работника, к полной материальной ответственности.