Отсутствие смягчающих обстоятельств при назначении наказания за неуплату страховых взносов признано не конституционным

До 1 января 2015 года действовала статья 44 Федерального закона от 24 июля 2009 г. №212-ФЗ о страховых взносах во внебюджетные фонды (далее закон №212-ФЗ), которая предполагала установление обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность за совершение правонарушения при неуплате страховых взносов. Причем перечень смягчающих обстоятельств носил открытый характер, в частности, было предусмотрено, что правонарушение совершено из-за стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств, под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости, тяжелое материальное положение физлица, привлекаемого к ответственности и др.
В качестве отягчающих ответственность обстоятельств закон №212-ФЗ рассматривал только одно обстоятельство – совершение правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение. Каких-либо специальных правил учета отягчающих обстоятельств закон не предусматривал: нельзя было назначить более высокий размер штрафа при отягчающих обстоятельствах, но можно было снизить его при наличии смягчающих.
С принятием Федерального закона от 28 июня 2014 г. №188-ФЗ статья 44 закона №212-ФЗ утратила силу. Сейчас, в силу статьи 39 закона №212-ФЗ выявляются только обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения. Выявлять же обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность, и учитывать их при назначении наказания внебюджетные фонды теперь не должны.
По мнению Конституционного суда, изложенному в постановлении КС РФ от 19 января 2016 г. №2-П, в силу положений Конституции РФ основанное на принципе справедливости требование соразмерности наказания совершенному правонарушению предполагает дифференциацию такой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера причиненного ущерба, степени вины и иных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении наказания.
Установление в качестве наказания штрафа, размер которого является значительным, требует и введения правил его дифференциации. Закон №212-ФЗ, закрепляя ответственность плательщиков страховых взносов за правонарушения, предусмотренные статьями 46 и 47, не предоставляет правоприменителю возможности варьировать размер наказания за конкретные правонарушения.
Напомним, что за непредставление расчета по форме 4-ФСС РФ в срок, назначается штраф в размере 5% суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам, но не более 30% и не менее 1000 руб. При этом 1000 руб. – это не нижний предел штрафа, а его минимальный размер, который применяется, если исчисленные 5% меньше этой 1000 руб.
За неуплату или неполную уплату взносов, штраф составляет 20% неуплаченной суммы взносов, а в случае умышленного совершения правонарушения – 40%. Эти суммы могут быть значительными. А предоставление плательщикам отсрочки или рассрочки по уплате штрафов никоим образом не влияет на сам размер штрафа.
При этом в налоговых отношениях, схожих по правовой природе с отношениями по уплате страховых взносов, предусмотрели учет смягчающих обстоятельств, причем, как судом, так и самим налоговым органом.
Как сообщил Конституционный суд, отмена положений закона №212-ФЗ о смягчающих обстоятельствах при уплате страховых взносов привела к отсутствию какой бы то ни было возможности снизить размер штрафа, что не позволяет индивидуализировать наказание, учесть характер и степень вины нарушителя, что является нарушением Конституции РФ.
Данный вывод не означает восстановление прежних положений закона 212-ФЗ. По мнению суда, федеральный законодатель обязан определить порядок снижения размера штрафа за нарушение положений законодательства РФ о страховых взносах, с тем чтобы обеспечить индивидуализацию ответственности, а также установить органы, имеющие право снижать размер штрафа, условия снижения размера штрафа и т.д.
КС РФ постановил признать положения Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 188-ФЗ, которыми были исключены смягчающие обстоятельства при уплате взносов, не соответствующими Конституции, и внести в законодательство изменения об индивидуализации наказания.