Кому запрещено работать с родственниками

Минтруд в недавно опубликованном письме от 16 мая 2017 г. №18-2/В-297 разъяснил, на каких работников действует предусмотренный постановлением Правительства РФ от 8 июля 2013 г. №568 запрет на совместную трудовую деятельность в случае близкого родства или свойства, если трудовая деятельность связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью.
В письме сообщается, что запрет распространяется на следующие категории работников:
- замещающие должности в ПФР, ФСС, ФОМС;
- замещающие должности в иных организациях, созданных РФ на основании федеральных законов;
- работников организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом или Правительством;
- граждан, претендующих на замещение указанных должностей.
К исключениям относятся работники, замещающие должности в федеральных госучреждениях или ФГУП (федеральных казенных предприятиях), созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, и граждане, претендующие на замещение указанных должностей. Однако исключение не распространяется на должности руководителей, главных бухгалтеров и должности, связанные с осуществлением финансово-хозяйственных полномочий.
Таким образом, запрет на совмещение должностей родственниками в госучреждениях и ФГУП не распространяется на работников, в случаях:
- если финансово-хозяйственные полномочия работниками – близкими родственниками (свойственниками) осуществляются вне условия непосредственной подчиненности или подконтрольности одного из них другому;
- если один из работников осуществляет непосредственно деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к основным видам деятельности организации, например, в сфере науки, культуры, здравоохранения, социальной защиты, образования, спорта (ученый, искусствовед, балерина, актриса, практикующий врач, учитель, спортсмен, юрист и т.д.).
При этом под осуществлением финансово-хозяйственных полномочий следует понимать постоянно, временно или по специальному полномочию исполнение трудовых обязанностей, связанных с принятием решений в сфере финансового планирования и обеспечения расходов учреждения (предприятия); а также осуществления расчетов и платежей; формирования финансовой и бюджетной отчетности; распоряжения имуществом учреждения (предприятия); осуществления внутреннего финансового контроля, государственных закупок и некоторые другие полномочия.