Итоги заседания Госсовета по проблемам малого и среднего бизнеса

08.04.2015
0

Вчера, 7 апреля 2015 года в Кремле состоялось заседание Госсовета по проблемам малого и среднего предпринимательства в России. Несмотря на то, что малый бизнес давно привык в большей степени полагаться на себя, живя по принципу «оборони нас, боже, от друзей, а с врагами мы как-нибудь и сами справимся», то есть государство со всей своей мощью в виде фондов, агентств, комитетов и прочих ведомств по поддержке предпринимательства с огромными финансовыми ресурсами живет как-то отдельно, а малый бизнес – отдельно, послушать, что думают о предпринимательстве и его возможном развитии высшие чиновники было познавательно. К тому же прозвучало несколько вполне интересных предложений, которые, если будут реализованы в виде законодательных актов, действительно могут помочь тем, кто этим самым малым бизнесом и является.

Первым выступал президент России Владимир Путин, которые кратко обозначил действующее положение малого бизнеса в стране. В частности, в своей речи он сделал акцент на том, что доля МСБ в в ВВП России очень мала – 21%, а в общем обороте продукции и услуг – 25%. «Крайне мал и показатель инвестиций в основной капитал – это всего 6% от их объема по стране в целом. Мы видим с вами, что люди не спешат браться за создание своего бизнеса. Так, сейчас лишь около 6% граждан являются начинающими предпринимателями или владельцами нового дела», – сказал Владимир Путин.

По словам президента, идет отток персонала из сферы малого бизнеса, в первую очередь потому что отсутствуют понятные, предсказуемые правила игры, а программа поддержки недостаточно эффективна и малодоступна. Совершенно справедливо заметил Владимир Путин, что должна быть обеспечена честная и открытая конкуренция, чтобы никто не вымогал взяток, не было дополнительных поборов и навязанных услуг.

«Начинать свой бизнес должно быть легко, а рисковать и ошибаться не страшно. Не нужно будет тратить время и силы на сбор справок. Достаточно купить патент и приступить к работе. У рабочей группы есть разные предложения, в том числе предложение распространить двухлетние налоговые каникулы на все физические лица, которые открывают новое дело», сказал президент.

Кроме того, он напомнил о поручении Генпрокуратуре проверить обоснованность проверок малого бизнеса в прошлом году, а также о том, что необходимо зафиксировать налоговую нагрузку и не повышать ее в течение ближайших четырех лет.

После Владимира Путина слово взял губернатор Тульской области Владимир Груздев. Он озвучил предложения предпринимателей, поступивших через портал «Открытый регион 71». В опросе приняло участие 18 тысяч предпринимателей. По словам губернатора, по итогам вопросов и озвученных предпринимателями проблем, было выработано несколько предложений. Первое, и, пожалуй, наиболее интересное из всех, прозвучавшее на заседании Госсовета, – это поддержать самозанятых граждан. Для таких граждан предлагается ограничить налоговую нагрузку приобретением патента без регистрации ИП. Учитывая, что таких людей в стране – около 3 млн, это действительно существенно облегчит им предпринимательское существование, а заодно подтолкнет к приобретению патента и тех, кто сейчас работает «вчерную».

Второе предложение, которое озвучил Владимир Груздев – распространить налоговые каникулы на юридических лиц, дав возможность любому гражданину страны один раз при регистрации предприятия воспользоваться подобной льготой. Любопытно при этом, что в Тульской области, которую представляет Владимир Груздев, закон о налоговых каникулах для ИП не принят до сих пор.

Однако Владимир Путин именно к этой инициативе тульского губернатора отнесся скептически. «Надо это проработать, понимаете…это же не потому, что у нас любят жульничать… Но если закон дает такую возможность, то почему ею не воспользоваться? Для предпринимателя же, кроме всего прочего, очень важна прибыль с предприятия, которое он создает. Поэтому сегодня создал на себя, завтра – на Вас, послезавтра – на тещу, еще через два года – на шурина. Вот и все. Вопрос-то ведь в чем? В том, что юридическая техника у нас должна быть отточенной», – сказал в ответ на это предложение президент.

Судя по всему, юрлицам в ближайшее время ждать налоговых каникул все-таки не стоит.

Еще одно предложение, озвученное губернатором Тульской области, не поддержал министр труда и соцзащиты Максим Топилин. Владимир Груздев предложил зафиксировать для вновь создаваемых предприятий единую ставку во внебюджетные фонды на уровне 14%. Однако Максим Топилин счел, что введение ставки в 14% потребует дополнительных и немалых расходов. «Мы вообще считаем (я сейчас от Министерства это говорю), что по страховым взносам вообще не должно быть льгот, по большому счету, потому что это отложенные права. Поэтому здесь, нам кажется, надо быть предельно аккуратными», - сказал Максим Топилин. Видимо, это предложение тоже вряд ли найдет в дальнейшем отражение в нашем законодательстве.

Еще одно предложение, которое озвучил Владимир Груздев, касалось повышение лимита выручки для спецрежимов. Было предложено лимит выручки на «упрощенке» поднять с действующих 60 млн руб. до 120 млн. руб.

Это инициатива тоже не нашла особой поддержки уже у министра финансов Антона Силуанова. По словам министра, большая часть малого бизнеса (примерно 80%) имеет годовой оборот до 15 млн руб. В условиях льготного налогообложения, которое субъекты могут предоставить, уменьшив уровень обложения по «упрощенке» с 6% до 1%, увеличение лимита на «упрощенке» будет стимулировать преобразование среднего и крупного бизнеса в малый, то есть дробления для оптимизации налогообложения. «Поэтому нужно очень аккуратно к этому относиться», – подытожил министр. На деле, практика дробления бизнеса прекрасно процветает и ныне, и никакой лимит не мешает крупному бизнесу использовать спецрежимы и льготное налогообложение, которые ему не предназначены.

Не нашла поддержки у министра финансов и идея передать федеральную часть налога на прибыль в муниципальные бюджеты. Федеральные расходы высоки, и в данной ситуации отдавать еще часть средств в региональные бюджеты Антон Силуанов счел нецелесообразным.

Отдельно Владимир Груздев остановился на проблеме (и она действительно сейчас стоит остро) кредитов для малых предприятий. Существующие ставки по кредитам таковы, что рентабельность бизнеса фактически ставится под сомнение. В качестве идеи предложено создать единый институт развития, который объединит в себе функции всех действующих учреждений для оказания финансовой поддержки малому бизнесу. Кроме того, необходима полная программа рефинансирования кредитов малому и среднему бизнесу.

Министр экономического развития Алексей Улюкаев напротив, счел предложение об увеличении лимитов по «упрощенке» вполне здраво идеей. Кроме того, он предложил в очередной раз продлить программу льготной приватизации еще на три года, а также сократить количество оснований, по которым антимонопольные органы вправе осуществлять внеплановые проверки малых предприятий.

Отдельно уделили время госзакупкам. С одной стороны, вроде государство старается привлечь малый бизнес к тендерам как можно больше, с другой – программа буксует на разных этапах и в итоге пока мало сдвинулась с места. Очень эмоционально на эту тему высказался генеральный директор Агентства стратегических инициатив Андрей Никитин: «Только за неполный 2014 год заказчики заключили договоров на 14 трлн руб. Но значительный объём закупок – 40% в 2014 году – производится у единственного поставщика. В отношении ГУПов и МУПов эта проблема стоит особенно остро. Зачастую региональные и муниципальные власти используют их для того, чтобы избежать конкурсных процедур. Недавно в одном из регионов Федеральная антимонопольная служба проверила закупку на развитие портала госуслуг. 143 млн руб. получил ГУП как единственный поставщик. Обосновали так: по закону закупка у ГУПа возможна, если у того есть исключительные полномочия. Таких полномочий Федеральная антимонопольная служба, конечно, не обнаружила. И это лишь один из многих примеров». По мнению Андрея Никитина, к порядку, установленному на правительственном уровне о доле закупок у малого бизнеса и требовании к организации торгов, который должен начать работать с 1 июля 2015 года, в некоторых компаниях относятся формально, и подготовительная работа к его введению началась далеко не везде. Поэтому, сказал он, необходимо не реже раза в год рассматривать на заседаниях советов директоров госкомпаний и компаний с госучастием отчет о закупках у малого и среднего бизнеса, а также распространить на ГУПы и МУПы действие Федерального закона № 44 в полной мере, а не в виде отдельных исключений.

Алексей Улюкаев предложил в дополнение создать систему подтверждения принадлежности участников закупок к системе малых и средних предприятий, для чего создать единый реестр таких компаний (существующих разнообразных реестров, видимо, мало). Ну и поддержал идею создать единого интегратора, который объединит в себе все формы поддержки субъектам МСБ.

Несколько реальных, можно сказать, вполне земных предложений прозвучало от представителей бизнеса, в частности, президента ОПОРЫ России Александра Калинина. Он напомнил собравшимся, что малый бизнес – он малый и в количественном смысле тоже – зачастую средняя численность работников на микропредприятиях составляет три человека. Однако нагрузка на кадровое делопроизводство (и требования к нему законодательства) у них такая же, как и у крупных предприятий. «Мы предлагаем утвердить на федеральном уровне типовую форму трудового договора для микропредприятий, включающую все аспекты трудовых отношений, а также исключить обязанность для микропредприятий, использующих такую форму, иметь локальные нормативные акты, поскольку эти вопросы будут урегулированы в трудовом договоре», – сообщил Александр Калинин. И после предложения дать возможность работать на патенте самозанятым без регистрации ИП – по своей практичности и реальной помощи микробизнесу его можно поставить на второе место.

Кроме того, Александр Калинин предложил отменить обязательное использование ККМ в интернет-торговле.

Эмоционально выступил лидер фракции ЛДПР в Госдуме Владимир Жириновский, категорично предложив остановить экспансию крупных торговых сетей. «Крупные торговые сети надо остановить, они по всей стране лезут, везде губят рынок и мелких предпринимателей. Они неконкурентоспособны. В их огромные магазины завозят импорт, а на местах люди не могут продать хорошие, вкусные продукты питания», – сказал он. Правда, войдет ли это предложение в итоговый документ, неясно.

По мнению лидера фракции КПРФ Геннадия Зюганова, прежде всего уделить внимание селу, стройке, легкой, текстильной, кожевенной, обувной промышленности, которые сейчас сидят на голодном пайке. Кроме того, необходимо создать повсеместно сельхозрынки для того, чтобы местный производитель мог довести свою продукции быстро и без проблем до покупателя. Лидер фракции «Справедливая Россия» Сергей Миронов дополнил список организаций, требующих поддержки, малыми инновационными предприятиями. По его словам, необходимо форсировать развитие бизнес-инкубаторов, снизить общую налоговую нагрузку, в первую очередь на фонд оплаты труда (включая страховые взносы), последовательно развивать венчурное финансирование. О финансовой нагрузке на бизнес напомнил и уполномоченный по правам предпринимателей при президенте РФ Борис Титов, поддержав предложение о выдаче патентов самозанятому населению.

Из любопытных предложений можно отметить предложение главы республики Саха (Якутия) Егора Борисова разработать порядок взаимодействия российских банков с МФЦ в регионах, где трудно получить кредиты. На основе агентских договоров МФЦ с банками решить проблемы кредитования бизнеса там, где затруднен доступ к финансовым ресурсам, в частности, на Дальнем Востоке. Кроме того, Егор Борисов предложил обеспечить малый и средний бизнес возвратными финансовыми ресурсами по доступной цене – не более 6% годовых с определенным объемом средств.

Подытожим. Кроме обычных разговоров на тему поддержки было довольно много интересных предложений, ряд из которых, надеемся, может найти решение в виде законодательных актов в будущем.

Среди них рассмотрение вопроса о введении патентов без регистрации ИП для самозанятого населения, увеличения лимита доходов по упрощенной системе налогообложения, развития сельскохозяйственных рынков, уменьшение объема кадрового делопроизводства для микропредприятий и введение единого образца трудовых договоров без ведения полного объема кадровых документов, получение кредитов через многофункциональные центры и отмена применения ККТ в интернет-магазинах. Возможно, что-то будет решено с уменьшением ставок по кредитам малому бизнесу и уменьшением количества различных проверок. Скорее всего, найдут отражение в документах предложения по созданию единого центра по поддержке малого бизнеса и некие контролирующие организации по госзакупкам, но данные структуры вряд ли окажут большое влияние на действующий малый бизнес. Таких структур и без того немало, но их влияние на местах незначительно.

А вот уменьшения налоговой нагрузки (и уменьшение размера страховых взносов) и введения налоговых каникул для юрлиц, судя по всему, ждать не стоит.

Специализация: Гражданское, земельное, трудовое, уголовное право

Имеет более 15 лет юридического стажа в крупных холдингах Юга России.
Обладает опытом в области договорной и претензионной работы, мирного разрешения споров, судебного взыскания долгов и оспаривания прав на имущество.

Оставить комментарий