Москва: снос ларьков продолжается

24.04.2012
0
Команда СП

По сообщению московской торгово-промышленной палаты (МТПП), в адрес предпринимателей – владельцев или арендаторов остановочно-торговых объектов (ОТМ) «Мосгортранс» направил уведомления о досрочном расторжении договоров на обустройство и содержание остановочных пунктов, а департамент земельных ресурсов Москвы – договоров аренды земельных участков, предоставленных для размещения ОТМ. Уже снесены порядка 60 объектов из 2000 ОТМ в Москве. И процесс сноса продолжается. Предприниматели считают действия властей не правомочными.

Вразрез аргументации чиновников на месте снесенных ОТМ сразу же устанавливаются новые ларьки.

Более 10 лет назад Правительство Москвы приняло решение о привлечении частных инвесторов к обустройству и содержанию остановок городского пассажирского транспорта. Предприниматели Москвы поддержали это решение, в результате в городе появилось 2000 новых павильонов ожидания транспорта, совмещенных с торговыми объектами – остановочно-торговых модулей (ОТМ), установленных предпринимателями, которые также взяли на себя обслуживание остановок с ОТМ в целом (включая мойку, текущий ремонт, вывоз мусора, уборку территории). При размещении ОТМ были соблюдены все необходимые законодательные процедуры: был проведен городской конкурс, заключены инвестиционные договоры с ГУП «Мосгортранс» в соответствии с распоряжением Мэра Москвы от 26 марта 2001 г. № 258-РМ «Об упорядочении деятельности по обустройству остановочных пунктов наземного городского пассажирского транспорта». ОТМ имеют утверждённый Москомархитектурой дизайн и установлены согласно градостроительной исходно-разрешительной документации с учетом исключения негативного влияния на пешеходную и транспортную инфраструктуру.

Казалось бы, идея системы ОТМ, как форма государственно-частного партнерства, не имеет изъянов. Пассажирам предоставлены комфортные условия ожидания транспорта и попутный сервис, город ежегодно получал от работы системы ОТМ экономический эффект более 650 млн руб., работой обеспечено порядка 20 тысяч человек.

Однако все изменилось с вводом постановления Правительства Москвы от 03 февраля 2011 г. № 26-ПП «О размещении нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Москве на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности». Начнем с того, что в данном постановлении нет ни малейшего упоминания об остановочно-торговых модулях. Власти города просто не включили ОТМ в перечень нестационарных торговых объектов. А 27 мая 2011 года Межведомственной комиссией (МВК) по вопросам потребительского рынка при Правительстве Москвы без законных оснований были отменены все ранее принятые решения МВК о размещении ОТМ и принято решение о выводе ОТМ.

Многочисленные обращения предпринимателей, объединившихся в Гильдию инвесторов остановочных сооружений («ГИОС»), в различные инстанции о сохранении ОТМ в соответствии с федеральными законами от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и действующими договорами с ГУП «Мосгортранс», не привели к положительному результату.

Власти мотивируют снос ОТМ тем, что торговля на остановочных пунктах общественного транспорта провоцирует автомобилистов на незаконную парковку вблизи остановок (нарушение Правил дорожного движения РФ), что ОСТ 218.1.002-2003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования» не допускает размещение торговых киосков на площади автопавильона, а также ссылаются на схему размещения нестационарных торговых объектов в городе Москве, введенную в действие со II полугодия 2011 года. Наконец, чиновники указывают, что классификатор предприятий торговли, введенный Национальным стандартом Российской Федерации (ГОСТ Р51773-2009) «Услуги торговли. Классификация предприятий торговли», вообще не включает термин «остановочно-торговый модуль».

Причины вроде бы серьезные, и, как заявляют чиновники, ими движут благородные задачи оптимизации мелкорозничной торговли в интересах населения города и «создание цивилизованной мелкорозничной сети». Но так ли это?

При ближайшем рассмотрении мотивы, выдвигаемые исполнительными властями в качестве причин для сноса ОТМ, оказываются несостоятельными.

Начнем с законов. В классификации предприятий торговли, уставленной ГОСТом Р51773-2009, пунктом 3.14 вводится понятие нестационарного торгового объекта, к которым относятся павильоны, киоски, палатки, торговые автоматы и иные временные торговые объекты, коими и являются ОТМ.

Далее, ОСТ 218.1.002-2003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования» допускает размещение торговых киосков за пределами посадочных площадок и площадок ожидания согласно п. 3.16.1, а конструкция ОТМ, специально спроектированная Москомархитектурой, предусматривает размещение торгового объекта именно за указанными пределами.

Проблема незаконных парковок одна из самых острых для города, и опасения властей, что наличие торговой точки возле остановки общественного транспорта может спровоцировать нарушение Правил дорожного движения и добавить работы ГИБДД, имеют под собой основания. Однако наблюдается странная картина: на месте сносимых ОТМ или впритык к ним уже вовсю ведется установка новых торговых объектов. Получается, торговые места вблизи остановок, столь привлекательные как для бизнеса, так и для покупателей, городские власти вовсе не ликвидируют, и пресловутая схема размещения нестационарных торговых объектов в городе Москве, их предусматривает. Так чем же плохи ОТМ и почему их сносят?

Ситуацию прокомментировал председатель «ГИОС», заместитель председателя Комитета МТПП по развитию оптовой и розничной торговли, общественного питания и бытовых услуг Владимир Паисов:
– Объяснить полную ликвидацию ОТМ – наиболее упорядоченной формы мелкорозничной торговли на остановках, оптимально приспособленной к условиям работы общественного транспорта, с позиций логики и общественных интересов крайне трудно.
Владельцы и арендаторы ОТМ – это малые предприятия и индивидуальные предприниматели, которые более 10 лет вели цивилизованный добропорядочный бизнес. Сейчас власти беззастенчиво ликвидируют это направление малого бизнеса, особо не заботясь об обосновании своих действий. Хочется спросить столичных чиновников: Как согласуются Ваши действия с задачей повышения предпринимательской активности в Москве? Система ОТМ – налаженная система, действующая в рамках закона, где малый бизнес мог развиваться и расти с ощутимой пользой для города. А вместо поддержки предпринимательской инициативы, отцы города наложили на неё вето, своими действиями не только подрывая доверие к власти, но выбрасывая с рынка занятости около 20 тысяч работников, обрекая их на поиски новой работы или маргинальный образ жизни. К слову, предприниматели готовы сотрудничать с Правительством Москвы по вопросам обновления и модернизации конструкций ОТМ, оснащения их системами безопасности (видеонаблюдения за территориями остановок, экстренной связи с отделениями полиции) и информирования пассажиров (электронными табло с оперативными данными о движении транспорта).

В заключение нужно отметить, что Московская торгово-промышленная палата, в которую инвесторы ОТМ обратились за помощью, поддержала предпринимателей. На имя мэра Москвы С.С. Собянина руководителями МТПП: председателем Правления Юрием Котовым и президентом Леонидом Говоровым были направлены письма с просьбой разобраться в ситуации и решить проблему в пользу сохранения малого предпринимательства, работающего на ОТМ. На площадке Московской ТПП также планируется провести круглый стол по обсуждению данной проблемы с привлечением представителей органов государственной федеральной и городской власти.

Пресс-служба МТПП

Оставить комментарий