Реструктуризация или взыскание?

15.07.2011
0
Команда СП

Вчера, 14 июля, в Московской торгово-промышленной палате представители банков и коллекторских агентств обсуждали проблемные кредиты и способы выхода из сложных ситуаций с заемщиками. На мероприятии побывала корреспондент «Современного предпринимателя» Ольга Шестопал.

Замдиректора департамента по работе с проблемными активами ОАО АКБ «Связь-банк» Максим Саблин выразил общее мнение собравшихся о том, что наиболее выгодным и для банков и для заемщиков способом возврата проблемного кредита является реструктуризация. «Взыскание долга через суд – довольно длительная процедура, занимает от года до 18 месяцев. Продажа долга – это по сути фиксация убытков. Реструктуризация же ведет чаще всего к полному погашению задолженности, если заемщик и банк идут навстречу друг другу», - пояснил он.

Участники круглого стола настаивают на том, что банк обязан рассматривать каждую заявку на реструктуризацию, должен входить в положение своих заемщиков и идти на уступки. Если, конечно, заемщик не является злоумышленником, намеренно «сбивающим» проценты. Неоспоримым достоинством реструктуризации долга является поддержание положительного имиджа банка, - уверен Ильшат Галимов, руководитель департамента восстановления качества активов розничного банковского бизнеса ОАО «УРАЛСИБ». «Когда банк проводит реструктуризацию, он сохраняет свое лицо и поддерживает имидж», - подчеркнул он.

Однако реструктуризации зачастую мешают не только бюрократические проволочки внутри самого банка, при которых кредитор не может встретиться с заемщиком и выслушать его предложения. Большой проблемой является и низкая финансовая грамотность самих заемщиков, которые вместо диалога и поиска консенсуса решают просто скрыться от банка, тем самым только увеличивая свои проблемы. А ведь для проблемных заемщиков намного проще было бы написать заявление, которое в банке обязаны рассмотреть в течение пяти дней, и добиться уступок со стороны кредитора.

Обсуждался на встрече и законопроект «О деятельности по взысканию просроченной задолженности», который, как рассказала замдиректора ЗАО «Секвойя Кредит Консолидейшн» Ирина Поддубная, Минэкономразвития уже разослало для изучения в соответствующие органы власти. 

«В законопроекте закрепляются права, обязанности и требования к банкам, коллекторским агентствам и должникам. Сформулированы методы работы как между банками и коллекторами, так и между коллекторами и должниками. Определено время, когда коллекторы могут обращаться к должникам – не более трех раз в сутки с 6 до 22 часов. Устанавливается порядок общения с должниками, то есть те ситуации, когда коллекторы отправляли должникам конверты с черепами, уже не смогут иметь место, если закон будет принят».

Ирина также отметила, что должнику будет предоставлено право отказаться от устного общения с коллекторами и полностью перейти на письменное, в том числе и с помощью электронных средств связи. «При этом электронные письма должники игнорировать не смогут, их отправка будет фиксироваться коллекторами», - подчеркнула она. Не оставлена без внимания в последней версии законопроекта и деятельность недобросовестных коллекторов. Документ определяет права должника при незаконных требованиях коллектора, а также административную ответственность, которую понесут коллекторы, нарушившие закон. Банки, передавая проблемные активы на попечение коллекторов, не смогут привлекать более одного подрядчика.

«Примерной датой принятия закона можно назвать 2012-2013 года. На мой взгляд, в законопроекте еще нужно доработать вопрос о том, какие должники смогут отказываться от общения с коллекторами, а какие – нет. Ведь есть злостные неплательщики, с которых по нескольку раз взыскивают долги через суд. С другой стороны, общаться с коллекторами зачастую удобнее, чем с банком. Ведь если кредит проблемный, а банк не идет на уступки, коллекторы рассматривают проблему должника и вполне могут представлять его интересы перед банком», - прокомментировала законопроект Ирина Поддубная специально для «Современного предпринимателя».

Оставить комментарий