Закон впервые ввел уведомительный порядок начала предпринимательской деятельности

30.06.2009
0
Команда СП

Предприниматели в России переходят на новые правила работы: меньше административных барьеров, больше вежливости от инспекторов. Такие требования установил новый закон о защите малого и среднего бизнеса. Теперь любой инспектор не должен частить с визитами к деловым людям и предупреждать за три дня о своих посещениях. А на все внеплановые проверки надо получать добро от прокурора.

О том, как изменит жизнь бизнесменов Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", рассказал "Российской бизнес-газете" начальник Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации Анатолий Паламарчук.

- Закон о защите малого и среднего бизнеса вступил в силу с 1 мая. Что-то уже изменилось? Или рано подводить какие-то итоги: люди на местах еще не привыкли, не освоились, кому-то надо еще прочитать новый закон?

- Первые результаты работы закона уже есть. Мониторинг первого месяца работы прокуроров свидетельствует об эффективности принимаемых мер по защите прав предпринимателей и снижению административного давления.

- Этот закон действительно так хорош, как о нем говорят?

- В основу этого закона был положен весь накопленный опыт правоприменительной практики: как положительный, так и негативный. Поэтому этот закон, по моему мнению, с полным основанием можно считать историческим.

Он, по сути, является кодексом контролера, так как в нем детально прописаны и регламентированы все проверочные действия. Достаточно сказать, что в нем впервые законодательно дано понятие "проверки". Казалось бы, столь широко известное и употребляемое.

- Но все и без закона понимали, о чем идет речь...

- Новый закон устанавливает четкую классификацию видов проверок. Они бывают плановые и внеплановые, документарные и выездные. При этом для каждой из них определены основания и порядок проведения.

Важной особенностью нового закона является также и то, что плановые проверки не могут проводиться чаще чем один раз в три года. Следует оговориться, что в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, образования, в социальной сфере, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок устанавливаются правительством Российской Федерации. Проведение внеплановых проверок субъектов малого и среднего бизнеса возможно только по согласованию с органами прокуратуры.

- Смогут ли проверяющие подтасовать факты, объявив о мнимой угрозе, чтобы навестить приглянувшегося бизнесмена?

- Контролирующий орган обязан убедить прокурора в необходимости и обоснованности проведения подобной проверки, а в случае согласования прокурором подобной проверки по ее окончанию орган контроля обязан представить прокурору соответствующий акт проверки.

Прокурор оценивает все поступившие к нему материалы на предмет соответствия требованиям закона и принимает решение о согласовании или отказе в согласовании проведения проверочных мероприятий. При этом основания для отказа в согласовании проведения проверки закон также четко регламентирует. Их всего шесть: отсутствие документов, прилагаемых к заявлению; отсутствие оснований для проведения внеплановой выездной проверки; несоблюдение органом контроля требований к оформлению решения о проведении проверки; осуществление проверки, противоречащей законодательству; несоответствие предмета проверки полномочиям контролирующего органа, а также проверка соблюдения одних и тех же требований в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя несколькими органами контроля.

Хотелось бы отметить, что любое решение прокурора может быть обжаловано всеми участниками данного процесса, будь то предприниматель или орган контроля, вышестоящему прокурору или в суд.

Четкая регламентация указанных действий законом и возможность обжалования принятых решений исключают какие-либо перегибы.

- Бывают случаи, когда проверяющим надо действовать быстро. Скажем, кто-то везет на продажу опасный товар и вот-вот продаст. Могут пострадать люди. А пока инспектора будут согласовывать с прокурором - время уйдет. Есть такая опасность?

- Когда требуется принятие неотложных мер в целях предотвращения причинения вреда жизни и здоровью граждан, закон предоставляет право контролирующим органам приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с последующим уведомлением органов прокуратуры об этом. В тех случаях, когда на карту поставлена жизнь человека, прокурор не может по формальным основаниям отказать в проведении проверки, поскольку подобный запрет может повлечь необратимые последствия.

- Что касается плановых проверок - можно будет узнать о них заранее?

- С 1 января 2010 года вступают в силу положения закона, возлагающие на органы прокуратуры полномочия по формированию ежегодных сводных планов проведения плановых проверок путем проверки законности предложений контролирующих органов, представляющих проекты таких планов.

Закон устанавливает для органов контроля ежегодное планирование. При этом проекты планов в обязательном порядке направляются прокурорам для формирования ежегодного сводного плана проведения плановых проверок с учетом положений Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и последующего его опубликования до 31 декабря текущего календарного года на сайте Генеральной прокуратуры в сети Интернет. Эта информация доступна для всех желающих.

Закон позволит создать реальные условия для развития предпринимательства, снизить уровень необоснованного административного вмешательства и исключить коррупционную составляющую проведения контрольно-надзорных мероприятий.

- Проверяющие будут как-то отвечать за свою работу? И свои ошибки?

- Проверяющий орган, его должностные лица в случае ненадлежащего исполнения соответственно функций, служебных обязанностей, совершения противоправных действий (бездействия) при проведении проверки несут ответственность вплоть до уголовной. Более того, вред, причиненный юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям вследствие действий (бездействия) должностных лиц проверяющего органа, признанных неправомерными, подлежит возмещению за счет средств соответствующих бюджетов.

Досье «РБГ»

В 2008 г. по результатам проверок в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности прокурорами выявлено около 50 тыс. нарушений закона, с целью устранения которых внесено более 10 тыс. представлений, объявлено 1,5 тыс. предостережений, направлено в суды около 1 тыс. исков и заявлений.

Источник: «Российская бизнес-газета»

Оставить комментарий