Объекты, которые используются в профессиональной деятельности организации, относятся к ее имуществу. Корреспондирующий счет, на котором будет учитываться объект, выбирается в зависимости от его стоимости. Ведение бухгалтерского учета имущества организации производится раздельно по каждому активу.
Имущество организации в бухгалтерском учете
Законодательством определено, что собственность компании существует обособлено от имущественных объектов собственников и других компаний. Ведение бухгалтерского учета имущества регулируется Гражданским, Налоговым кодексами, законом «О бухучете», ПБУ.
Существует несколько видов имущества организации:
- основные средства, включающие недвижимое имущество, оборудование, транспорт;
- нематериальное имущество, которое состоит из неосязаемых объектов, приносящих прибыль компании (программы для компьютера, изобретения);
- наличные и безналичные финансы компании в любой валюте;
- денежные вложения в уставный капитал других компаний, в ценные бумаги;
- материальные запасы для производства (товары, сырье, готовая продукция и др.);
- дебиторская задолженность, то есть финансовые средства, представляющие собой задолженность от контрагентов.
Бухучет имущества организации основан на жестком принципе: собственность организации в денежном эквиваленте и источники ее образования равнозначны. Увеличение источников фиксируется на кредитных счетах. Дебеты счетов отражают расход.
Формирование бухгалтерских проводок по учету имущества организации
Основной метод бухгалтерской учетной политики – двойная запись с использованием двух корреспондирующих счетов, имеющих свой номер и характеристику. Имущество организации фиксируется при помощи счетов «Касса», «Основные средства» и других. Учет дебиторской задолженности ведется на счетах расчетов.
Бухгалтерские проводки по имуществу организации по начислению имущественного налога выглядят так:
Дт |
Кт |
Наименование |
91/2 |
68/субсчет |
начисление и включение в расходы |
44, 26 |
68/субсчет |
отнесение на общехозяйственные расходы |
Аренда имущества: проводки
Цена аренды помещения часто состоит из постоянной и переменной стоимостей. Цена квадратного арендуемого метра постоянна, платежи коммунальных услуг – переменная часть. Затраты на аренду в конце месяца включаются в расходы. Выбор счетов зависит от назначения площади.
Например, компания взяла в аренду помещение для офиса 42.5 кв.м стоимостью 1000 руб. за кв. м. Проводки, сделанные бухгалтером, выглядят так:
Дт |
Кт |
Проводка |
Сумма |
26 |
60.01 |
Учтена оплата аренды |
42 500 |
60.01 |
51 |
Перечисление денег |
42 500 |
19 |
60.01 |
Предъявлен НДС |
6483 |
68 |
19 |
НДС принят к вычету |
6483 |
Реализация прочего имущества: проводки
Налоговое законодательство рекомендует вести по этому виду доходов отдельный учет с указанием даты проведения; наименования имущества, его количества, балансовой стоимости, затрат на реализацию и итоговой стоимости объекта.
Например, организация продала излишки приобретенной бумаги в количестве 50 пачек по 150 руб. Фактическая цена пачки 100,00 руб. Стоимость по договору составила 7500,00 руб. включая НДС 1144,00 руб. Сделаны проводки:
Дт |
Кт |
Наименование |
Сумма |
Основание |
62 |
91 |
Реализация товара |
7500 |
Договор Счет-фактура |
91 |
68 |
Начислен НДС |
1144 |
Счет-фактура |
91 |
10 |
Списание реализованной бумаги |
5000 |
Счет-фактура |
91 |
99 |
Прибыль от продажи |
1356 |
Счет-фактура |