Интервью с Юрием Васильевым

01.09.2009
0
Команда СП

Юрий Васильев:
«Увеличивая лимит, мы надеемся, что это стимулирует рост малых предприятий»

Дарья Воробьева, корреспондент журнала

Опубликовано в журнале «Современный предприниматель», № 7 (июль 2009 года)

Под занавес нынешней весенней сессии депутаты Госдумы приняли целый пакет налоговых законов, часть из которых напрямую касается малого предпринимательства. Какие−то из них к моменту выхода номера уже будут подписаны президентом, что−то, возможно, будет еще обсуждаться в Совете Федерации.

Большую часть законов, затрагивающих малый бизнес, в Госдуме курирует комитет по бюджету и налогам. «Современному предпринимателю» об этих законодательных актах рассказал председатель комитета Юрий Васильев.

Юрий Васильев– Как я понимаю, «основных» законов в этом пакете два: повышение порога «упрощенки» и отмена обязательного применения кассовой техники для «вмененщиков»?..
– По большому счету, да. Хотя хочу сказать, что практически каждый норматив, который был рассмотрен в нашем комитете, призван сыграть конструктивную роль в поддержке отечественного товаропроизводителя.
Законопроект «О внесении изменений в статьи 346.12 и 346.13 второй части Налогового кодекса Российской Федерации» (который вы называете «о повышении лимита по упрощенной системе налогообложения») создаст благоприятные налоговые условия для предприятий малого бизнеса, увеличив величину предельного размера доходов, позволяющих применять упрощенную систему налогообложения, реально тем самым, снизив им налоговую нагрузку. Поправки ко второму чтению позволят малым предприятиям, у которых предельный размер ежегодного дохода не превышает 60 миллионов рублей, переходить на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2010 года.
Приняв этот закон, мы надеемся, что таким образом упрощенная система налогообложения стимулирует рост малых предприятий в несколько раз. Я считаю, что это очень важно для стабилизации экономической и социальной ситуации в стране. Судите сами: количество малых предприятий в Российской Федерации, согласно данным Минэкономразвития за 2007 год – чуть более одного миллиона. А в малом бизнесе занято более 10 млн человек.
Законодатели рассчитывают, что при переходе на упрощенную систему легализация доходов предприятий малого бизнеса возрастет примерно на 30 процентов, а рост производительности труда – на 25 процентов. Соответственно, увеличатся объемы поступлений от налога на доходы физических лиц в региональные бюджеты. Заодно это будет полезно для поддержания стабильности в регионах в кризисный период.

– Закон об отмене ККТ в процессе принятия вызвал, мягко говоря, много споров...
– Действительно, при обсуждении было немало дискуссий. Норматив предусматривает освобождение организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, от обязанности применения контрольно-кассовой техники. Специфика уплаты ЕНВД такова, что при его расчете объем полученной выручки не влияет на величину налога, а раз так, то и применение контрольно-кассовой техники бессмысленно. Уверен, вы и сами это знаете.
А если учесть, что цена кассового аппарата достигает 25 тысяч рублей, то сами понимаете, что его приобретение и содержание для малого бизнеса оборачивается для предпринимателя в немалую сумму. Освобождение от кассовых аппаратов будет способствовать развитию малого предпринимательства, освободит бизнесменов от неоправданных и существенных затрат на их покупку и обслуживание. А самое главное, норматив сделает ненужным очень утомительный, связанный нередко с вымогательством со стороны чиновников административных органов, процесс регистрации кассовой техники в налоговых органах.

– При этом предполагается, что для защиты прав покупателей предприниматели должны будут выписывать товарные чеки от руки, где прописывается определенный набор реквизитов для каждого чека...
– Поправка была предложена ко второму чтению, действительно, для защиты потребителя от недоброкачественной продукции. Вместо кассового чека продавец должен будет выдавать товарный чек, чтобы покупатель имел возможность возврата товара.
Получая новые права, предприниматели не должны забывать об обязанностях перед обществом. В связи с этим и предусмотрена административная ответственность за отказ продавца выдать по требованию покупателя товарный чек или квитанцию. В данном случае, нарушитель должен будет заплатить штраф.

– Есть опасения, что такой порядок может быть использован для административного давления на предпринимателей.
– А вы бы хотели, чтобы вообще не было никакой ответственности? В конце концов, само наличие кассового аппарата, учитывая все сложности, связанные с его содержанием и регистрацией – способ оказывать административное давление не хуже, чем возможные проблемы с товарными чеками. Это вопрос взаимодействия предпринимателей с исполнительной властью, с налоговыми органами. Эту проблему, безусловно, нужно решать, но вряд ли это возможно сделать в рамках того законопроекта, о котором мы говорим.
Если предприниматель считает, что кассовый аппарат необходим в работе, то никто его не заставит от него отказываться. Для плательщиков единого налога на вменённый доход предоставляется выбор: использовать либо не использовать контрольно-кассовую технику.

– А возможен третий вариант – использовать кассу как «инструмент для выписывания чеков»? Все равно при полной отмене кассовой техники теряется и ее фискальная функция. Почему бы не разрешить предпринимателям по-прежнему пробивать чеки в кассе, но при этом избавить их от того, что им на самом деле мешает больше всего – дорогостоящего блока ЭКЛЗ?
– Напрямую закон этого не предусматривает. Либо применение ККТ, либо отказ от нее в пользу товарных чеков. Хотя теоретически такой вариант, на мой взгляд, был бы возможен. Учтите только один момент – по требованию закона в чеке должен быть перечень продукции, приобретенной покупателем. Могут ли аппараты, которыми сейчас в большинстве пользуются предприниматели, обеспечить выполнение этого условия? Мне кажется, что нет.

– Понятно... Что ж, давайте пойдем дальше. Какие еще проекты комитет рекомендовал к принятию?
– Был рассмотрен блок налоговых новаций, которые имеют, так сказать, социальную направленность. То есть эффективны для решения не только экономических, но и социальных задач. Это, например, налоговые льготы для работников сельского хозяйства при оплате их труда, снижение затрат для родителей при расчете за услуги детского сада, налоговый вычет при приобретении жилья в собственность и многие другие льготы. Так, законопроект «О внесении изменений в статью 149 и 162 части второй Налогового кодекса РФ» предусматривает освобождение от налога на добавленную стоимость ряда коммунальных услуг, оказываемых управляющими товариществами собственников жилья и другими организациями, связанными с обслуживанием жилого сектора.
Норматив также предлагает не взимать НДС с денежных средств, полученных данными организациями на формирование резерва для проведения текущего и капитального ремонта в многоквартирном доме. Давно назрела необходимость освободить услуги ЖКХ, которые управляющие компании предоставляют жильцам многоквартирных домов, от уплаты 18-процентного НДС. Граждане смогут сделать выбор: либо самостоятельно иметь дело с организациями, которые предоставляют жилищно-коммунальные услуги, либо поручить эту работу управляющим компаниям, которые должны проследить за качеством предоставляемых услуг. Несомненно, поправки пойдут на пользу коммунальщикам и жильцам.
Можно упомянуть и о льготах для старших братьев и сестер, которые вынуждены были взять на себя оплату обучения для младших членов семьи. Ситуации бывают разные: родители, например, развелись или потеряли работу, либо вышли на пенсию. И теперь испытывают трудности при оплате за обучение своих детей в вузе или лицее. Это бремя взваливают на себя трудоспособные старшие братья и сестры. Благодаря принятым поправкам в Налоговый кодекс, они тоже получат право на социальный вычет по налогу на доходы физических лиц. То есть НДФЛ в размере 13 процентов на сумму, выплаченную за обучение, старшим братьям и сестрам вернут.

– А проект продления сроков применения ЕНВД вне зависимости от численности работников?
– Да, в Налоговый кодекс были приняты поправки, направленные на предоставление льготного налогообложения для организаций потребительской кооперации, численность работников в которых превышает 100 человек. Эти предприятия получат право применять систему налогообложения в виде ЕНВД вплоть до 1 января 2013 года. Таким образом, срок действия этой льготы, который истекал 1 января 2010 года, продлевается (согласно прежнему законодательству, правом на льготное налогообложение после января 2010 года могли пользоваться только кооперативные организации, где численность работников не превышает 100 человек)1.

– Возмущение и критику вызвал проект закона о бесспорном взыскании долгов по налогам с физических лиц, предложенный Верховным судом. Какие перспективы у этого проекта?
– Поправки в статью 48 Налогового кодекса, разрешающие досудебное взыскание налогов с физических лиц, безусловно – спорный проект. Но он закреплен за нашим комитетом, и раз уж он поступил в Госдуму, мы обязаны его проанализировать.
Понятно, что он вызывает неоднозначное отношение в обществе. Проект инициирован, как вы знаете, Верховным судом РФ, и дает право налоговикам взыскивать с граждан недоплаченные налоги, пени и штрафы без санкции суда и обращаться прямо в банк, где открыты счета должника. А если там денег недостаточно, забирать его личные средства. В случае, если и денег не окажется, сколько требуется, будут привлекаться судебные приставы, чтобы изымать у граждан имущество. Норматив жесткий, и вызван кризисными обстоятельствами.
Верховный суд объясняет смысл этих поправок необходимостью разгрузить судебные инстанции от мелких бесспорных дел, когда плательщики не оспаривают предъявленные требования. В данном случае, речь идет об очень незначительных суммах, рублях и копейках, из-за которых, как правило, дело до суда не доходит. Но право защищать свои интересы у граждан никто не отбирает. И если гражданин захочет, то всегда сможет оспорить взыскание в суде. С другой стороны, многих правозащитников смущает жесткость этого норматива, который, по их мнению, ущемляет права человека, лишая его собственности без суда. У каждой стороны есть свои достойные аргументы, которые законодатели должны тщательно взвесить и учесть при принятии этого закона. Возможно, более подробно этот норматив будет рассматриваться в осеннюю сессию.

– Пока никаких предположений о судьбе этого проекта нет, он окончательно «оставлен на осень»?
– Да, мы не хотим под занавес весенней сессии принимать поспешных решений. Есть вариант установить верхнюю планку, сумму, до которой можно будет взыскивать эти долги без суда, по аналогии с порядком, который сейчас действует для юридических лиц. Возможно, такое предложение тоже будет рассматриваться.
Но я бы не хотел делать никаких прогнозов. Против этого законопроекта выступают и некоторые мои коллеги-депутаты. В общем, нам предстоит серьезный анализ ситуации и вариантов.
Кстати, коль скоро вы затронули тему спорных законопроектов, я бы хотел упомянуть еще один, который был разработан к первому чтению во взаимодействии со специалистами Центральной избирательной комиссии РФ, Правительством РФ, экспертами. Речь идет о законопроекте «О внесении изменений в статьи 149 и 251 части второй Налогового кодекса РФ», который позволит решить ряд финансовых проблем средствам массовой информации, работающими с политическими партиями во время выборных кампаний. Поправки в Налоговый кодекс дают право СМИ, которые предоставили политическим партиям безвозмездно время и печатную площадь, не выплачивать соответствующие налоги, в частности НДС. Ранее бывало и так, что печатные органы, телевизионные компании, даже не получив денежные средства, были обязаны производить соответствующие налоговые платежи. Этот проект регулирует те вопросы, которые неоднократно поднимались представителями СМИ, и он уже принят в трех чтениях.
...Ну, и есть еще несколько инициатив. Один проект мы собираемся успеть принять до конца весенней сессии, а два тоже останутся на осень.

– Расскажите, пожалуйста, подробнее.
– Возможно, эти инициативы и не в полной мере относятся к малому бизнесу, но в целом эти поправки призваны обезопасить добросовестных предпринимателей от необоснованного уголовного преследования, сократить бюрократические проволочки при возврате НДС и облегчить доступ к кредитам. Таким образом, эти законопроекты способны комплексно решить сразу три болезненные проблемы российского налогообложения.
Первый законопроект – это поправки в Налоговый, Уголовный и Уголовно-процессуальный кодекс и закон «О милиции», они направлены на декриминализацию налоговой сферы.
Второй законопроект сократит сроки возвращения НДС, причем, даст возможность предпринимателю возмещать налог авансом, то есть до завершения камеральной проверки и вынесения решения налоговым органом. При этом налогоплательщик сам сможет указать выбранный им способ возмещения, это будет зачет или возврат заявленной суммы налога. Несомненно, это значительно облегчит жизнь компаниям, которые требуют возврата НДС по праву.
И третий законопроект, благодаря точечным поправкам в главу о налоге на прибыль Налогового кодекса, должен повысить доступность кредитов для предприятий. Будут увеличены предельные величины процентов по долговым обязательствам в рублях, признаваемых расходом при исчислении налога на прибыль организаций, при отсутствии долговых обязательств. Вот этот проект мы постараемся принять до окончания весенней сессии, поскольку считаем его значимой антикризисной мерой.

– Еще есть информация, что закон о федеральном бюджете в этом году будет принят с опозданием. Почему?
– Он будет принят без опоздания. А вот внесен будет в Госдуму позже обычного, это правда. Глава правительства Владимир Путин предложил перенести сроки внесения проекта закона о федеральном бюджете с августа на октябрь. Это тоже последствия кризиса. Как вы знаете, основным параметром российского бюджета считаются цены на энергоносители, и в этом смысле в августе будет сложно предсказать развитие событий на сырьевых рынках. Вряд ли к этому времени станет ясно, насколько устоялись цифровые производственные и ценовые показатели, какой установился денежный курс, без учета фактора сезонности, и многие другие факторы социально-экономического развития страны. В этом плане вполне обоснованы просьбы наших экономистов, требующих предоставить им дополнительные сроки для анализа и подготовки макроэкономического прогноза на 2010 год.
В общем, мы решили перенести срок внесения проекта федерального бюджета в Госдуму. Но одновременно предусмотрели соответствующее сокращение сроков рассмотрения законопроекта Госдумой. Это позволит нам, несмотря на почти месячную задержку по внесению законопроекта, одобрить его и ввести в действие вовремя, то есть 5 декабря.

1На момент подготовки интервью к печати этот закон был подписан президентом России Дмитрием Медведевым. Это Федеральный закон «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» от 29 июня 2009 г. № 140-ФЗ.

Оставить комментарий