Наталья Тимошенко

28.07.2008
0
Команда СП
  • Гостиничный бизнес многие считают сезонным и «географическим» - мол, выгоден он только жителям курортных мест, куда наезжают туристы-отпускники. Не будем отрицать - на юге частных гостиниц, наверное, и правда больше, чем где бы то ни было. Но опыт показывает, что и в столице может успешно существовать небольшой и недорогой отель. Этим опытом делится московский предприниматель Наталья Тимошенко - хозяйка маленького, но успешного отеля в одном из окраинных районов Москвы.

Дарья Воробьева, корреспондент журнала

Наталья Тимошенко:
«Наш девиз - комфорт и гостеприимство»

Опубликовано в журнале «Современный предприниматель»,№ 7 (июль 2008 года)

О том, с чего все начиналось

- Начнем с традиционного вопроса: почему вы решили заняться бизнесом?

- Потому что стало скучно. У меня муж военнослужащий, с ним фактически служила и я, ездила, работала. Потом ушла с государственной работы, посидела дома месяца три, поняла, что надо чем-то заняться. И вот...

 - То есть это первая серьезная попытка предпринимательства? А почему именно гостиничный бизнес? Казалось бы, есть варианты и проще...

timoshenko2.jpg- Как сказать... Торговлей я уже пыталась заниматься. Была идея открыть салон красоты. Но делать маленький салон - скучно. Пожалуй, интересно было бы попробовать вариант «расширенного» салона - со всякими кабинетами психологической разгрузки, с детскими комнатами. Но в итоге, видите, получилась гостиница.

А вышло так практически случайно. Смотрели с мужем программу по телевизору, в которой говорилось, что в Москве не хватает дешевых гостиниц, и подумали: почему бы не начать?

- И когда начали?

- В октябре 2006 года мы начали искать варианты помещения. Сначала, как всегда, пытались по интернету, по риелторам, но в итоге пришли к выводу, что с собственниками работать очень сложно.

В конце концов мы нашли сайт Москомимущества, на котором проводились аукционы по сдаче в аренду нежилых помещений. Подали документы, выиграли аукцион и очень довольны. Договор аренды на пять лет, он не изменяется при соблюдении всех условий. Мы их соблюдаем, они тоже. То есть с октября позапрошлого года по февраль прошлого мы искали помещение. А с августа прошлого года гостиница уже работает.

- Значит, основная проблема была в помещении?

- Конечно. Дальше было проще - начались такие этапы, как составление проектов, согласования и прочие рабочие моменты.

- Давайте подробнее остановимся на рабочих моментах...

- Основные ведомства, с которыми требуются согласования, - это пожарные и СЭС. Но у нас проблем не было. Проекты были выполнены с соблюдением всех требуемых норм, поэтому мы легко получили все разрешения.

- Вы заказывали проект в специализированной фирме?

- Да, мы поговорили со специалистами, нашли проектную организацию. Заказывали перепланировку и проект коммуникаций, включая электричество. Правда, проект пожарной сигнализации делала другая фирма.

- А санэпиднадзор?

- В СЭС у самих экспертов проблемы - нет четких норм по гостиницам. Они вынуждены руководствоваться старыми правилами, еще 90-х годов. Тогда были очень жесткие нормы. Но мы их все выполнили, и у нас, повторюсь, не возникло проблем.

О расходах

- Какие основные расходы у отеля?

- В первую очередь это, конечно, помещение. Москомимущество не дает поблажек и отсрочек: прошел месяц - будьте добры заплатить арендную плату. И их не волнует, будете вы делать ремонт в помещении или въедете в голые стены. Арендная плата у нас 350 тыс. рублей в месяц. 7700 рублей за квадратный метр в год.

Конечно, коммунальные услуги, в том числе электричество. Зарплата персоналу, безусловно.

- Каковы были первоначальные вложения и какой предполагаете срок окупаемости?

- Первоначальные вложения, кроме аренды, это, конечно, ремонт помещения. Но каждый подходит к этому по-своему. Мы обращались в специализированную фирму по рекомендации. Эта компания строит элитное жилье, делает соответствующие ремонты. Обошлись их услуги, конечно, дорого, но зато я уверена, что у нас с ремонтом все в порядке.

В общем, в зависимости от подхода - нанимать проектную фирму, которая будет все согласовывать, или заниматься этим самостоятельно, делать ремонт попроще или получше - «вилка» расходов может быть от 200 до 500-700 тыс. долларов.

Срок окупаемости составляет два-три года.

- Вы брали кредит для начальных вложений?

- Да, брали. Но тут мне как раз повезло - это был кредит под залог недвижимости, земельного участка. Его адекватно оценили и дали кредит - такой, какой был мне нужен.

О работниках

- Сейчас почти все предприниматели жалуются на нехватку квалифицированных работников. Как вы решали вопрос с набором персонала?timoshenko1.jpg

- Мы перед открытием в августе прошлого года укомплектовали штат полностью. Но с тех пор из четырех администраторов у нас осталась только одна девочка из первого набора. Правда, должна сказать, что ушли они по личным соображениям - кому-то было далеко добираться до работы, у кого-то были еще подобные причины. Но я бы не сказала, что подбор персонала - большая проблема. Умных людей на самом деле много.

А нам как раз нужны такие люди - образованные, умеющие поддерживать семейную атмосферу в гостинице, наш девиз - комфорт и гостеприимство. И при этом администратор должен выполнять немало обязанностей. Гостиница маленькая, в работе администратора множество нюансов, вплоть до того, что если прорвало трубу, надо знать, где отключить воду.

Хотя текучка, конечно, есть... Перед Новым годом у нас сложилась такая ситуация - заболела и уволилась одна из администраторов, произошло все это внезапно. Но мы дали объявление в интернете, и к нам поступило столько звонков, что нового администратора мы приняли чуть ли не на следующий день.

Поэтому недавно мы взяли пятого администратора. Она выходит на подмену, если не может выйти основной администратор, который по графику должен дежурить, и отвечает за командированных - кому нужно оформить документы, выписать все как надо.

А основных администраторов четверо, работают они по графику «сутки через трое».

- А какова численность обслуживающего персонала?

- На 22 номера у нас четыре горничных, которые работают по две в смену, два дня через два, и два охранника. Итого 10 человек. А всех остальных мы привлекаем со стороны - сантехников, специалистов по обслуживанию мини-АТС, телесети, интернета и т. д.

Услугами кадровых агентств мы не пользуемся. Даем объявления в газету или в интернете. Я сама провожу собеседования.

О рекламе

- С чего вы начинали «раскручивать» ваш отель?

- Вначале я разослала письма по всем адресам, где работают с гостиницами, с просьбой помочь отелю, который только открывается. В итоге мы стали сотрудничать с организацией, которая называется «Отель 24», сейчас мы продолжаем с ними работать.

А потом на нас вышел «Академ-сервис» - это крупная организация, которая занимается бронированием гостиниц. В их каталоге есть гостиницы со всего мира, и сейчас мы работаем с ними. Традиционной рекламы мы почти не даем. Два щита у нас стоит, и все.

Хотя кроме каталогов мы еще работаем с местными организациями, которые находятся неподалеку от нас и которым нужно селить людей, если кто-то к ним приезжает в командировку.

Например, в нашем районе есть СМУ-8 «Метростроя», к которым приезжают иностранцы. Иногда живут у нас по два месяца и больше. У «Метростроя» здесь рабочие объекты, и им удобно, когда рядом есть гостиница.

В общем, я думаю, что в любом районе можно найти что-то подобное.

О дополнительных услугах

- Вы оказываете только услуги по проживанию - дополнительных не предусматривается? Питание, что-то еще...

- Нет, мы пришли к выводу, что чем конкурировать с какими-то кафе, лучше заказывать готовые блюда. И для нас, и для наших жильцов. Доставка по времени занимает полчаса - 40 минут. Точно так же, как если бы мы готовили сами. Но с доставкой гораздо больше выбор. И японская, и итальянская кухня - пожалуйста.

Опытным путем мы нашли тех, кто хорошо готовит, быстро привозит. Те, кто безответственно относится к своей работе, сами отсеялись. У нас сложился привычный круг заведений, из которых доставляют еду, - действительно хороших.

- А нет ли в планах введения услуг, которые могут быть востребованы в отеле? Косметический кабинет, прачечная, парикмахерская...

- Нет. Наш опыт работы говорит, что они не особо нужны. Тем же командировочным, которые живут максимум пять дней - не до наших услуг, они большую часть времени проводят на работе. У нас есть беспроводной интернет в номерах - вот это то, что им нужно, что они используют.

А те, кто задерживается на две-три недели, осваиваются в районе. И получается, что им самим выгоднее купить еду в ближайшем супермаркете, в торговом центре неподалеку есть прачечная и т. д. А мы помогаем сориентироваться, где что купить. Если надо разогреть - микроволновка у нас есть. Кулеры с горячей водой - тоже есть.

К нам приезжают люди из регионов, которым бывает довольно трудно тратить деньги - московские цены им кажутся дикими.

Мы задавали вопросы - что нужно нашим гостям, что им интересно. И в итоге пришли к нынешней схеме работы.

О налогах

- Какой режим налогообложения вы применяете? В Москве ведь не введен ЕНВД.

- «Упрощенку». Годовые обороты у нас не такие большие, чтобы по итогам года выйти за ее лимит. Особенно с учетом того, что на самом-то деле порог не 20 млн рублей, а чуть больше.

- И какой объект налогообложения?

- Доходы. То есть мы платим 6 процентов с доходов. Просто посоветовались с умными людьми, сами чуть-чуть посчитали и поняли, что 6 процентов с доходов и 15 процентов с разницы «доходы минус расходы» - это практически одинаковые цифры. А отсутствие необходимости учитывать расходы, собирать все подтверждающие бумажки и т. д. намного упрощает дело.

Купили мы, к примеру, шкафы. И ни перед кем не отчитываемся, сколько они стоят.

К тому же учет простой - я сама его веду, без привлечения бухгалтера.

О планах

- Есть планы по расширению бизнеса?

- Да. Скоро будут очередные торги у Москомимущества, мы хотим выиграть право аренды в Зеленограде, там сдается новостройка, в которой запланированы нежилые помещения. И под нашей торговой маркой «Бонжур» будет второй отель. Торговую марку мы зарегистрировали.

- Почему в Зеленограде? Это же противоположный край Москвы относительно действующего отеля.

- Мы связаны нехваткой помещений. То, что в Москве не хватает коммерческих помещений, - давно известная проблема. Так что приходится обходиться тем, что есть.

Оставить комментарий