Уберизация – что это такое?

06.03.2019
0
Команда СП

Понятие «уберизация» применяется для обозначения одного из направлений эволюции экономики и процессов в сфере предпринимательства. Данный термин не раскрывается отечественным законодательством, его появление связывают с функционированием компании Uber (создателем сервиса по онлайн-подбору автомобиля для поездок). В масштабах отдельных сегментов рынка, экономики государства это может оказывать как положительное, так и негативное воздействие.

Уберизация – что это такое простыми словами

Для уберизации характерно применение цифровых технологий, высокая скорость обработки информации и автоматизация большинства процессов. Для расширения клиентской базы за счет максимального охвата аудитории потребителей и минимизации расходов создаются мобильные платформы (например, по быстрому поиску пользователями свободных транспортных средств для поездок в нужном направлении, или свободных гостиничных номеров для проживания). Это позволило напрямую свести покупателей и поставщиков услуг, сократить эксплуатационные расходы вследствие отказа от традиционной схемы ведения бизнеса.

Как работает уберизация, что это такое? Это компьютеризация сферы услуг, замена человеческого трудового ресурса средствами автоматизации. Для этого разрабатываются электронные площадки, пользователями которых являются поставщики и потребители услуг. Функции по сведению покупателей и продавцов, рекламе сервиса берет на себя владелец интернет-площадки, взамен он получает комиссионное вознаграждение.

Уберизация бизнеса

Цифровизация частного бизнеса и госсектора экономики в условиях роста распространения мобильных технологий неизбежна. Но это может стать причиной одномоментного высвобождения большого числа специалистов (в результате автоматизации большей части технических операций) и даже привести к упадку целых отраслей.

Положительными чертами уберизации являются:

  • быстрая адаптация бизнес-системы к меняющимся условиям;

  • сокращение затрат;

  • повышение конкурентоспособности;

  • возможность охватить максимальное число покупателей в короткие сроки.

На примере частного бизнеса уберизация услуг проявляется, например, в создании служб такси, которые работают с мобильными приложениями по онлайн-заказу транспорта. Схема состоит из трех звеньев:

  • «убер», который выполняет функции администратора, посредника между продавцами и покупателями, занимается регуляторной деятельностью;

  • субъекты хозяйствования, оказывающие услуги и получающие заказы через электронный сервис «убера»;

  • потребители, заказывающие услуги через цифровую платформу.

Уберизация экономики предусматривает активное использование интернет-площадок для создания условий по прямому взаимодействию заказчиков услуг с их исполнителями. Непосредственные поставщики работ и услуг не являются собственниками цифровой платформы, через которую осуществляется административно-регуляторная деятельность, но они могут в полном объеме пользоваться функционалом таких приложений для увеличения собственной выгоды.

Цифровизация бизнеса требует наличия большого числа агентов, оказывающих услуги. Это условие можно выполнить в сфере логистики, транспортных перевозок, автосервисов, торговли, аренды жилья, маркетинговых исследований и т.п.

Так, уберизация в логистике направлена на сведение между собой покупателей товаров и грузоперевозчиков. Потребители получают возможность сократить сроки доставки купленных изделий, поддерживать связь с транспортным агентом и отслеживать текущее местонахождение груза. Для грузоперевозчика выгода заключается в минимизации холостых рейсов, появлении возможности эффективно планировать рабочую загрузку.

Уберизация социальных услуг

В госсекторе автоматизация услуг прослеживается на примере работы портала «Госуслуги» и сервисов налоговой службы. Граждане через эти онлайн-ресурсы могут осуществлять регистрацию разных действий, становиться или сниматься с госучета, оплачивать налоги, пошлины и услуги госорганов, заказывать справки, оформлять талоны в очереди на прием к специалистам, вести переписку с контролирующими структурами и оперативно получать информацию по имеющимся долгам перед бюджетом.

В Ханты-Мансийском АО с января 2018 года и до конца 2019 года реализуется проект по уберизации сегмента соцуслуг населению. Онлайн-портал предлагает гражданам воспользоваться возможностью заказать услуги:

  • социального такси;

  • сиделок;

  • нянь;

  • сурдопереводчиков;

  • по устройству пожилых людей в семьи.

База данных ресурса аккумулирует сведения о лицах, нуждающихся в таких социальных услугах и о возможных исполнителях работ. Правовая регламентация пилотного проекта уберизации соцуслуг осуществляется через Постановление Правительства ХМАО-Югры от 22.12.2017 г. № 559-п.

Вы — юрист или бухгалтер?
Можете разместить интересную статью под своим авторством на нашем сайте!
Укажем вас в качестве автора и добавим в пул экспертов сайта
Пишите на почту: zabota@spmag.ru
Оставить комментарий