Порядок изъятия сельскохозяйственных земель

29.01.2024
0
Изъятие земель сельскохозяйственного назначения – это особая процедура, которую проводят по разным правилам в зависимости от основания изъятия земельного участка. Какие могут быть случаи изъятия, и какой порядок к ним применяется, разберем в этой статье.

В каких случаях возможно изъятие земельного участка сельскохозяйственного назначения?

Есть всего две ситуации, в которых сельскохозяйственный участок могут забрать у законного владельца:

1. когда владелец использует участок не по целевому назначению или с нарушениями законодательства (статьи 284, 285 ГК РФ, статья 6 Закона),

2. когда изъятие требуется для государственных и муниципальных нужд (статьи 279 - 282 ГК РФ, статья 6.1 Закона).

Эти два случая изъятия участка (сельхозназначения или любого другого) сильно отличаются друг от друга. Во-первых, причинами и основаниями для изъятия участка, во-вторых, самим порядком изъятия.

Есть еще одна ситуация изъятия земель сельхозназначения, однако речь не идет об участках. Это так называемое изъятие невостребованных земельных долей. Данная процедура предусмотрена в случае, если в счет земельной доли, выделенной когда-то колхознику, в течение долгих лет не выделяется земельный участок, не заключается договор аренды земли и т.п. – т.е. доля никак не используется владельцем.

Какие законы регулируют порядок изъятия сельхозучастков у владельцев

Об изъятии земельного участка, в том числе об изъятии участка сельхозназначения, говорится в Гражданском кодексе РФ (далее – ГК РФ), а также в специальном Федеральном законе от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее – Закон).

Изъятие сельскохозяйственных земель из-за нарушений

В этой ситуации участок забирают только у официального собственника земли и только из-за его действий или бездействия. Он может не использовать участок согласно целям, для которых тот предназначен, или использовать его с нарушениями – например, снижать плодородие земель.

Таким образом, изъятие участка по первому основанию целиком и полностью обусловлено поведением собственника участка – компании, индивидуального предпринимателя или гражданина. Если бы собственник обращался с землей как положено, участок бы не забрали.

Участок изымают только по решению суда, которое вступило в законную силу.

Важный момент: суда можно избежать, если собственник участка заранее согласится на изъятие его земли по решению уполномоченного органа. Тогда участок просто продадут с публичных торгов без всяких судебных разбирательств, а бывшему собственнику отдадут вырученные деньги (п. 2 ст. 286 ГК РФ).

Изъятие сельскохозяйственных земель для нужд государства

Во второй ситуации участок забирают лишь потому, что это нужно для обеспечения интересов и задач федеральных, региональных или местных властей. Например, изъятие земель сельхозназначения для госнужд и муниципальных нужд допускается, если земли нужны для строительства дороги, больничного комплекса или предприятия.

Статья по теме: Выдел земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения Выдел земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения – это процедура, позволяющая владельцу сельскохозяйственного пая или доли в праве на общий участок, образовать и получить в собственность земельный участок. Данный способ используется, в основном, когда нужно выделить долю из общей долевой собственности на земли с/х назначения. Подробнее

Для госнужд и муниципальных нужд участок могут изъять не только у собственника, но и у любого другого владельца. Например, у арендатора или у лица, которое постоянно (бессрочно) пользуется земельным наделом.

В данном случае не имеет никакого значения, допускает ли собственник или другой владелец участка какие-либо нарушения при обращении с ним или использует его по всем правилам, соблюдая требования законодательства.

Когда сельхозземли изымают у собственника из-за нарушений?

Случаи, в которых у собственника могут забрать сельхозучасток из-за нарушений, названы в статьях 284, 285 ГК РФ, а также в пункте 1 статьи 6 Закона.

Таких случаев всего четыре:

  1. В отношении участка проводился федеральный государственный земельный контроль (надзор), и на дату проведения контрольного или надзорного мероприятия выяснилось, что собственник не использует участок по целевому назначению в течение 3 лет или больше.
    Сразу оговорим – в этот 3-летний срок включают срок освоения участка и не включают срок, в течение которого собственник не мог использовать его по назначению из-за стихийных бедствий или других сходных обстоятельств (п. 3 ст. 6 Закона).
  2. На дату проведения контрольного (надзорного) мероприятия в рамках федерального государственного земельного контроля (надзора) оказалось, что собственник использует участок с нарушением законодательства как минимум 3 года подряд – этот срок считают с даты выявления нарушения,
  3. Собственник использует участок с нарушением законодательства РФ, которое привело к существенному снижению плодородия земли или причинению вреда окружающей среде,
  4. Собственник приобрел земельный участок по результатам публичных торгов на основании решения суда, которым участок изъяли у предыдущего владельца, и не использует его по целевому назначению по истечении 1 года с даты приобретения.

Обратим внимание – этот перечень случаев изъятия участка сельхозназначения из-за нарушений исчерпывающий. Так что в других ситуациях забрать у вас такой участок не имеют права.

А сейчас давайте подробнее разберем, когда можно выявить полное неиспользование участка по назначению, когда – его использование с нарушениями, когда – его использование с негативным последствием в виде существенного снижения плодородия земли.

Признаки неиспользования сельскохозяйственного участка по целевому назначению

Они перечислены в п. 1 Признаков неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 N 1482 (далее - Признаки № 1482).

Например, признаком неиспользования сельхозучастка является наличие на 50 % его площади или больше зарастания сорняками, указанными в специальном перечне. Если участок отнесен к особо ценным продуктивным сельхозугодьям, достаточно, чтобы зарастание имелось на 20 % его площади. Еще один признак неиспользования участка – это распространение деградации земель.

Отметим принципиальный момент. Чтобы говорить о состоявшемся факте неиспользования участка, наряду с признаками его неиспользования должно быть подтверждено, что собственник не ведет сельхоздеятельность на оставшейся площади участка или ведет ее меньше чем на 25 % его площади.

При определении площади участка надо использовать ту, которая указана в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). А если в нем нет данных о земельном участке – площадь, которая обозначена в правоустанавливающих и правоудостоверяющих документах на участок, других документах, которые подтверждают площадь и границы надела.

Важно! В некоторых случаях признаки неиспользования сельхозучастка вообще не учитывают. К примеру, когда они выявлены на площади частей участка, в отношении которых проводятся работы по рекультивации или консервации земель. Или в отношении частей, на которых расположены здания и сооружения, защитные лесные насаждения, водоемы и водотоки.

Признаки использования сельхозучастка с нарушением законодательства

К таким признакам относятся (п. 2 Признаков № 1482):

  • наличие на участке постройки, которая имеет признаки самовольной,
  • загрязнение участка химическими веществами, в том числе радиоактивными, отходами производства I и II класса опасности,
  • захламление 20 % или больше площади участка другими предметами, которые не имеют отношения к ведению сельского хозяйства,
  • наличие на участке, на котором осуществлена высадка сельхозкультур, сильной засоренности сорными растениями по специальному перечню: для малолетних сорняков на 1 м2 - свыше 250 штук, для многолетних и карантинных сорняков на 1 м2 - свыше 8 штук (за исключением случаев, когда наличие сорняков говорит о неиспользовании участка).

В отдельных случаях перечисленные признаки не учитывают. Например, на площади частей земельных участков, которые подвержены деградации из-за чрезвычайной ситуации или чрезвычайного явления, или которые находятся под парами, то есть "отдыхают" от возделываемых культур для повышения плодородия и накопления влаги в почве в течение максимум 2 лет.

Критерии существенного снижения плодородия сельхозземель

Критерии существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения утверждены Постановлением Правительства РФ от 22.07.2011 N 612.

Таких критериев всего пять:

  • снижение содержания органического вещества в пахотном горизонте,
  • снижение кислотности в кислых почвах,
  • снижение содержания подвижного фосфора,
  • снижение содержания обменного калия,
  • повышение щелочности в щелочных почвах.

Для каждого критерия определен свой "потолок" снижения или повышения.

О существенном снижении плодородия сельхозземель можно говорить, когда одновременно изменились числовые значения как минимум 3 критериев и причина такого изменения – в нарушении требований о рациональном использовании земли.

Порядок изъятия земель сельхозназначения из-за нарушений

Теперь расскажем про порядок изъятия сельскохозяйственных земель в ситуации, когда собственник обращается с участком ненадлежащим образом.

Изъятие земель сельхозназначения из-за нарушений, допущенных собственником участка, включает следующие этапы:

Этап 1. Уполномоченный орган проводит государственный земельный контроль (надзор), выявляет неиспользование сельхозучастка или другие нарушения при его использовании, а также выдает собственнику участка предписание устранить нарушения.

Этап 2. Уполномоченный федеральный орган направляет заявление в Росреестр для того, чтобы тот внес в ЕГРН запись о невозможности регистрировать переход прав на участок или его обременение.

Этап 3. Уполномоченный федеральный орган проверяет исполнение предписания и, если нарушения не устранены, совершает ряд дополнительных действий.

Этап 4. Региональные власти (например, в Московской области это Минимущества и Минсельхоз МО) подают в суд иск об изъятии участка у собственника.

Этап 5. Суд рассматривает дело об изъятии участка сельхозназначения и принимает решение по нему, а уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ продает участок с публичных торгов (если участок изъят по решению суда).

Предлагаем подробнее поговорить про каждый этап приведенной процедуры (порядка) изъятия земель сельскохозяйственного назначения.

Этап 1 – проведение федерального земельного контроля и выдача предписания по нарушениям

Федеральный государственный земельный контроль (надзор) имеют право проводить Росреестр, Россельхознадзор, Росприроднадзор и их территориальные органы (далее – уполномоченный федеральный орган).

Бланк по теме: Бланк заявления о предоставлении земельного участка без проведения торгов Бланк заявления о предоставлении земельного участка без проведения торгов Посмотреть Скачать

Какой именно орган будет мониторить ваш участок, зависит от категории земли и от требований земельного законодательства, которые интересуют проверяющих (пункты 5 - 10 Положения о федеральном государственном земельном контроле (надзоре), утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1081).

Так, Росреестр имеет право проверять соблюдение обязательных требований об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием. Служба имеет право выполнять это полномочие в отношении всех категорий земель, включая сельскохозяйственные.

В свою очередь, Россельхознадзор следит за выполнением обязательных требований по использованию сельскохозяйственных участков для ведения сельхозпроизводства или другой деятельности, связанной с ним. Эти полномочия актуальны в отношении земель сельхозназначения, оборот которых регулируется Законом, и виноградопригодных земель.

Поводом к возможному изъятию участка у его собственника могут быть только те нарушения, которые указаны в статьях 284, 285 ГК РФ, п. 1 ст. 6 Закона – на них мы уже останавливались.

В предписании уполномоченный федеральный орган указывает:

  • какие обязательные требования законодательства вы нарушили,
  • что надо сделать для их устранения,
  • в какой срок вы должны ликвидировать несоответствия.

Этап 2 – подача заявления в Росреестр о запрете регистрации сделок с участком и внесение записи в ЕГРН

Речь идет про заявление о невозможности госрегистрации перехода, прекращения права собственности на сельскохозяйственный участок и госрегистрации ипотеки как обременения на такой участок (за исключением перехода права в порядке универсального правопреемства), до устранения собственником участка нарушения или отмены выданного предписания. Об этом говорится в ч. 20.2 ст. 32 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон № 218).

Такое заявление направляется в Росреестр в любом случае, если уполномоченный федеральный орган установил наличие хотя бы одного нарушения, указанного в статьях 284, 285 ГК РФ, п. 1 ст. 6 Закона, и выдал собственнику участка предписание.

Срок направления заявления в Росреестр - 5 рабочих дней с даты выдачи предписания. Соответствующую запись вносят в ЕГРН в течение 5 рабочих дней с даты получения заявления от уполномоченного федерального органа (ч. 1 ст. 36.1 Закона № 218).

Этап 3 – проверка исполнения предписания об устранении нарушений

Если вы устраните нарушения в срок, указанный в предписании, уполномоченный федеральный орган не даст никакого дальнейшего хода делу об изъятии у вас сельскохозяйственного участка. Он направит в Росреестр заявление, чтобы тот погасил запись о невозможности госрегистрации сделок с вашим участком и обременений в отношении него (ч. 2 ст. 36.1 Закона № 218).

А если уполномоченный орган выяснит, что вы не устранили нарушения в срок, обозначенный в предписании, то сначала назначит вам административное наказание.

Затем, когда пройдет 10 рабочих дней со дня вступления в силу решения о привлечении вас к административной ответственности, уполномоченный орган:

  1. Направит материалы, подтверждающие неустранение правонарушений, в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ,
  2. Подаст в Росреестр заявление о невозможности госрегистрации перехода, прекращения, ограничения права собственности на сельскохозяйственный участок или обременения такого участка до завершения рассмотрения судом дела о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства.

В течение 5 рабочих дней со дня приема заявления Росреестр внесет в ЕГРН соответствующую запись (ч. 1 ст. 36.1 Закона № 218).

Этап 4 – подача в суд иска об изъятии участка сельхозназначения у собственника

Такой иск направляет в суд уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ, который получил "сверху" материалы о неустранении нарушений, допущенных собственником участка.

Срок подачи иска – 2 месяца со дня поступления таких материалов от уполномоченного федерального органа.

В иске указывают два основных требования, которые связаны друг с другом:

1) требование об изъятии сельскохозяйственного участка по одному из оснований, предусмотренных в статьях 284, 285 ГК РФ, п. 1 ст. 6 Закона,

2) требование о продаже участка с публичных торгов.

Этап 5 – изъятие через суд участка сельхозназначения и продажа его с торгов

В зависимости от того, кто является собственником земельного участка - компания, индивидуальный предприниматель или обычный гражданин, дело об изъятии участка может рассматриваться в порядке:

  • гражданского судопроизводства по правилам ГПК РФ,
  • арбитражного судопроизводства по правилам АПК РФ.

Если суд откажет в изъятии земельного участка, то земля остается за прежним собственником.

Уполномоченный орган субъекта РФ направляет в Росреестр заявление и судебный акт, которым в изъятии участка отказано. На основании этих документов погашается запись в ЕГРН о запрете госрегистрации сделок с сельскохозяйственным участком и его обременений (ч. 2 ст. 36.1 Закона № 218).

Если суд постановит изъять земельный участок, то региональный земельный контроль дожидается, когда истекут 4 месяца со дня вступления решения суда в законную силу и проводит публичные торги, с которых продает участок (п. 6 ст. 6 Закона). Особенности проведения таких торгов определены в статье 6 Закона – о них мы расскажем дальше.

Бывший собственник земли, у которого ее отобрали по решению суда, получит деньги, вырученные от продажи участка с торгов. Правда, из этой суммы удержат расходы на подготовку и проведение самих торгов - в частности, расходы на оплату работ по оценке рыночной стоимости участка и его обследований на предмет обеспечения плодородия земли (п. 14 ст. 6 Закона).

Затем право собственности на участок регистрируют на нового приобретателя, который заключил договор купли-продажи изъятого сельскохозяйственного участка по результатам публичных торгов.

Особенности госрегистрации изъятого участка на нового собственника

Эти особенности предусмотрены в статье 60.1 Закона № 218.

Подать заявление на регистрацию может приобретатель участка, который заключил договор по результатам торгов, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления. Кроме договора купли-продажи участка, основанием для госрегистрации прав также является решение суда об изъятии участка, вступившее в законную силу.

Одновременно с регистрацией прав на участок нового владельца погашается запись в ЕГРН о невозможности госрегистрации сделок с участком и его обременений (ч. 2 ст. 36.1 Закона № 218).

Как проводят торги по продаже изъятого за нарушения сельхозучастка

Проведение таких торгов подчиняется общим правилам, которые закреплены в статье 54.1 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ), и специальным правилам, которые значатся в статье 6 Закона. Об особенностях продажи сельхозучастка по Закону мы сейчас расскажем.

Начальная цена изъятого сельхозучастка на торгах

Ее можно установить одним из двух способов:

  1. как рыночную стоимость участка – ее определяют в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации",
  2. как кадастровую стоимость участка – ее определяют в соответствии с Федеральным законом "О государственной кадастровой оценке", если результаты кадастровой оценки утверждены не раньше чем за 5 лет до даты принятия решения о проведении торгов.

Способ определения начальной цены изъятого участка указывают в решении суда о его изъятии и продаже с публичных торгов.

Участок может находиться в таком состоянии, что в отношении него надо обязательно провести мероприятия по восстановлению плодородия земли. Тогда начальную цену участка снижают на стоимость таких мероприятий, но не больше чем на 30 %.

Повторные публичные торги

Если первые торги по продаже изъятого участка признаны несостоявшимися, не позднее чем через 2 месяца после них проводят повторные.

Чтобы они имели результат, начальную цену участка снижают на 20 % от начальной цены на первых торгах.

Торги в форме публичного предложения

С них участок продают в том случае, если и повторные публичные торги признаны несостоявшимися. Тогда уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ в срок не позднее 1 месяца продает участок посредством проведения торгов в форме публичного предложения.

Этот уполномоченный орган должен заранее опубликовать информационное сообщение о проведении данных торгов. Сведения, которые включают в такое сообщение, перечислены в п. 11 ст. 6 Закона. Само сообщение публикуют в порядке, определенном уставом муниципального образования, на территории которого расположен изъятый участок, для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов.

Подробный порядок проведения торгов в форме публичного предложения установлен в п. 12 ст. 6 Закона. В частности, там говорится о начальной цене участка для этих торгов и об условиях ее снижения.

Покупка изъятого участка местными или региональными органами власти

Случается, что изъятый участок так и не смогли продать на торгах в форме публичного предложения. Тогда у муниципального образования, на территории которого расположена земля, есть 15 дней на приобретение участка в свою собственность.

Если и эта сделка не состоялась, изъятый участок обязан приобрести в госсобственность уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ. На это у него есть 15 дней с даты истечения срока, в течение которого участок могло купить муниципальное образование.

Порядок изъятия земельных участков сельскохозяйственного назначения для госнужд

Порядок изъятия земельных участков, в том числе сельскохозяйственных, для государственных или муниципальных нужд установлен положениями статей 279 - 282 ГК РФ и главы VII.1 ЗК РФ.

А теперь предлагаем обсудить процедуру изъятия земельного участка сельскохозяйственного назначения для госнужд и муниципальных нужд. В самом общем виде она включает следующие этапы:

  1. уполномоченный орган принимает решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд,
  2. уполномоченный орган информирует собственника или владельца сельхозучастка о предстоящем изъятии,
  3. уполномоченный орган осуществляет подготовительные действия, которые нужны для предстоящего изъятия участка,
  4. уполномоченный орган оформляет соглашение об изъятии участка с его правообладателем,
  5. уполномоченный орган выплачивает возмещение за изъятый участок и обеспечивает переход прав на него.

Предлагаем остановиться детально на каждом из этих этапов.

Этап 1 – принятие решения об изъятии участка сельхозназначения для госнужд или муниципальных нужд

Такое решение могут принимать уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные исполнительные органы госвласти субъекта РФ и органы местного самоуправления. Какой именно орган решит изъять у вас земельный участок, зависит от того, для нужд какого уровня он понадобился (ст. 56.2 ЗК РФ). Дальше для простоты мы будем также использовать общий термин "уполномоченный орган".

Решение об изъятии земли принимается взвешенно, обоснованно и должно соответствовать ряду условий, которые перечислены в статье 56.3 ЗК РФ. Например, при изъятии участков для строительства, реконструкции объектов федерального, регионального или местного значения решение могут принять не позднее чем в течение 6 лет со дня утверждения проекта планировки территории, предусматривающего размещение таких объектов.

Требования к решению уполномоченного органа об изъятии земельного надела закреплены в статье 56.6 ЗК РФ.

Этап 2 – информирование собственника о предстоящем изъятии сельхозучастка

Уполномоченный орган в течение 10 дней со дня принятия решения об изъятии участка:

  • размещает это решение на своем официальном интернет - сайте,
  • публикует решение в порядке, установленном уставом поселения, муниципального или городского округа для официального опубликования муниципальных правовых актов, по месту нахождения изымаемого участка,
  • направляет копию решения правообладателю участка по почте письмом с уведомлением о вручении, а если уполномоченному органу известен адрес электронной почты правообладателя – также направляет ему копию решения в электронной форме,
  • направляет копию решения в Росреестр.

Общее правило такое: правообладатель участка считается уведомленным о принятом решении об изъятии земли со дня получения копии этого решения по почте или со дня возврата заказного письма отправителю (п. п. 10, 11 ст. 56.6 ЗК РФ).

Решение об изъятии земли действует в течение 3 лет со дня его принятия. Обжаловать такое решение можно в течение 3 месяцев со дня уведомления правообладателя сельхозучастка об изъятии земли.

Этап 3 – подготовка к изъятию земли для госнужд

К таким действиям относятся, в частности:

  • проведение кадастровых работ - если они требуются, например, для уточнения границ участка, который забирает государство,
  • постановка на кадастровый учет изымаемого участка (при необходимости),
  • оценка изымаемого земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости (если они есть),
  • переговоры с правообладателем изымаемой недвижимости относительно условий ее изъятия – например, с вами могут обсудить вариант предоставления другого сельхозучастка взамен того, что заберут,
  • подготовка проекта соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества (далее также - соглашение об изъятии недвижимости),
  • направление проекта соглашения об изъятии недвижимости его сторонам для подписания.

Правообладатели должны обеспечить доступ к изымаемым земельным участкам и расположенным на них недвижимым объектам, чтобы уполномоченный орган мог выполнить кадастровые работы и определить рыночную стоимость недвижимости (статья 56.7 ЗК РФ).

Проект соглашения об изъятии недвижимости с подписями уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления направляют для подписания правообладателю изымаемого участка по почте. Для этого используют только заказное письмо с уведомлением о вручении.

Проект соглашения считается полученным правообладателем со дня вручения заказного письма или со дня возврата данного заказного письма отправителю (ст. 56.10 ЗК РФ).

Этап 4 – оформление соглашения об изъятии недвижимости с собственником изымаемого участка

Это соглашение оформляют письменно между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления (ст. 56.10 ЗК РФ).

Соглашение заключают с каждым правообладателем земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости.

Содержание соглашения об изъятии участка сельхозназначения

В соглашении об изъятии недвижимости должны содержаться сведения, перечисленные в статье 56.9 ЗК РФ. В том числе следующая информация:

  • кадастровые номера изымаемого участка и расположенных на нем объектов недвижимости, которые подлежат изъятию,
  • цель изъятия недвижимости,
  • реквизиты решения об изъятии недвижимости,
  • права на участок и объекты недвижимого имущества, которые прекращаются и (или) возникают на основании соглашения,
  • срок передачи изымаемой недвижимости,
  • размер и порядок выплаты возмещения за изымаемую недвижимость.

Если правообладатель участка согласился взять взамен изымаемой земли и объекта недвижимости на ней другой участок или объект, в соглашение об изъятии недвижимости включают дополнительные сведения о таких участках (объектах), передаваемых или предоставляемых взамен изымаемых (статья 56.9 ЗК РФ).

Подписание соглашения об изъятии земель сельхозназначения

По общему правилу, правообладатель участка обязан подписать соглашение в течение 90 дней со дня получения проекта соглашения (статья 56.10 ЗК РФ).

Если не сделать этого в указанный срок, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления может обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и расположенной на нем недвижимости. Такой иск можно подать только в течение срока действия решения об изъятии земельного участка (ст. 282 ГК РФ).

Правообладатель земельного участка должен направить подписанное соглашение об изъятии второй стороне, то есть в уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления.

Отказ от подписания соглашения об изъятии сельскохозяйственных земель

Кроме подписания соглашения, у правообладателя земельного надела есть возможность направить в уполномоченный орган:

  • уведомление об отказе в подписании соглашения или
  • предложение об изменении условий соглашения, в том числе об изменении размера возмещения за изымаемую недвижимость.

Этап 5 – выплата возмещения за изъятый участок и переход прав на него

За изъятый земельный участок правообладателю выплачивают денежное возмещение.

В него входит рыночная стоимость участка и убытки, причиненные его изъятием, в том числе упущенная выгода. Если кроме участка, у правообладателя забирают объекты недвижимости, расположенные на земельном наделе, в сумму возмещения добавляют рыночную стоимость таких объектов (ст. 281 ГК РФ).

Если правообладатель участка согласился на получение другого участка или другой недвижимости взамен забираемых, размер возмещения уменьшается на стоимость объектов, предоставляемых вместо изымаемых.

Дополнительные особенности определения размера возмещения, которое полагается за изъятый участок и находящуюся на нем недвижимость, установлены в статье 56.8 ЗК РФ.

Денежное возмещение за изъятую недвижимость перечисляют платежным поручением на расчетный счет правообладателя или вносят в депозит нотариуса (ст. 56.11 ЗК РФ).

После расчетов с бывшим правообладателем:

  • у бывшего собственника прекращается право собственности на участок и расположенные на нем объекты недвижимости (если они были) – такое право переходит к РФ, субъекту РФ или муниципальному образованию,
  • прекращаются другие права на участок и объекты на нем - например, право аренды, постоянного (бессрочного) пользования, оперативного управления,
  • объекты недвижимого имущества, расположенные на изъятом участке, сносят.
Специализация: Гражданское право, корпоративное право
В 2006 году с отличием закончила Институт «Высшие столыпинские курсы государственного права и управления» (в настоящее время - Гуманитарный институт имени П. А. Столыпина). Присвоена специальность юрист, специализация гражданско - правовая.
Стаж работы по юридической специальности более 16 лет. Большой опыт в подготовке юридических заключений, статей, обзоров, мониторингов изменений законодательства. Многолетний опыт работы с информационно-аналитическими системами и практикой судов общей юрисдикции и арбитражных судов.
Вы — юрист или бухгалтер?
Можете разместить интересную статью под своим авторством на нашем сайте!
Укажем вас в качестве автора и добавим в пул экспертов сайта
Пишите на почту: zabota@spmag.ru
Посмотрите другие статьи и образцы документов раздела: Недвижимость - оформление собственности, аренды, сервитута, ипотеки
Оставить комментарий