Инвентаризация расчетов с покупателями

07.12.2023
0
Проведение инвентаризации расчетов с покупателями и заказчиками требуется перед формированием годовой бухотчетности и в других обязательных случаях (п. 27 приказа Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н). Основная цель — проверка правильности отражения в бухучете сумм на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». В каком порядке выполняется инвентаризация расчетов с покупателями? Какими документами оформляются результаты? Подробный обзор законодательных требований приведен в этой статье.

Когда требуется инвентаризация расчетов с покупателями

Инвентаризация обязательств, как и всех активов предприятия, проводится ради проверки правильности расчетов с контрагентами, обоснования остатков средств на счетах бухучета на определенную дату и выявления просроченной задолженности. Перед сверкой данных с покупателем стороны подписывают акты сверки задолженности в произвольной форме. Выявленные расхождения между реальными данными и отраженными в учете регистрируются бухгалтером в том периоде, когда проводилась инвентаризация.

Инвентаризация расчетов с покупателями и заказчиками проводится в целях подтверждения правильности отражения в бухучете сумм на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Согласно п. 27 приказа Минфина РФ от 29.07.1998 от № 34н, инвентаризация обязательств требуется в случаях:

  1. Преобразования ГУП/МУП.
  2. Перед формированием годовой бухотчетности.
  3. При реорганизации предприятия или его ликвидации.
  4. В иных случаях.

Обратите внимание! Также, по распоряжению (приказу) руководителя организации возможно проведение инвентаризации в любой момент. В этом случае инвентаризация расчетов с покупателями проводится на отчетную дату в целях проверки и корректировки сумм резерва по сомнительным долгам.

Порядок инвентаризации расчетов с покупателями

Инвентаризационная комиссия, назначенная приказом руководителем организации, обязана:

  1. Проверить правильность отражения сумм на счете 62 — это делается на основании соответствующих документов (договора, платежного поручения, накладной, счета-фактуры и др.).
  2. Выявить тех покупателей (заказчиков), с которыми имеются разногласия по сумме задолженности — при необходимости, с ними надо провести сверку. Если прийти к согласию не удалось, в бухучете продолжит числиться та сумма задолженности, которую компания считает правильной.
  3. Выявить сомнительную дебиторскую задолженность, то есть, ту, которая не погашена в срок и ничем не обеспечена — в отношении указанной задолженности нужно проверить наличие в организации и правильность созданного резерва по сомнительным долгам.
  4. Выявить дебиторскую задолженность, нереальную ко взысканию, — это могут быть долги, по которым истек срок исковой давности, или по которым покупатель (заказчик) исключен из ЕГРИП (ЕГРЮЛ), и др.
  5. Проверить списанную дебиторскую задолженность, учтенную за балансом — это надо сделать для того, чтобы понять, нужно ли списать этот долг с забалансового учета или, наоборот, восстановить его и отразить в бухбалансе. В частности, списанная задолженность подлежит восстановлению, если по ней заново начал течь срок исковой давности.

По закону, общий срок исковой давности равен 3 годам. Однако, он может быть приостановлен или может начать течь заново. При подписании с покупателем (заказчиком) акта сверки  указанный срок давности начинает исчисляться заново.

Документальное оформление инвентаризации расчетов с покупателями

Для оформления результатов инвентаризации с покупателями рекомендуется применять акт формы ИНВ-17 (постановление Госкомстата от 18.08.1998 № 88). Однако, этот бланк не является обязательным к использованию. С 01.01.2013 предприятия вправе разрабатывать собственную форму, но с указанием реквизитов из ст. 9 закона 402-ФЗ.

Акт инвентаризации оформляется в двух экземплярах и заверяется уполномоченными лицами (представителями комиссии). Один из указанных документов передается в бухгалтерию, а второй — хранится у комиссии. В качестве документального подтверждения задолженности применяется справка (Приложение к форме ИНВ-17), в которую вносятся:

  • наименование, адрес и номер телефона дебитора (покупателя, заказчика) и кредитора;
  • суммы дебиторской и кредиторской задолженности;
  • за что числится задолженность (например, за товар);
  • наименование, номер и дата документа, удостоверяющего задолженность (в частности, товарная накладная, платежное поручение);
  • дата начала возникновения задолженности;
  • подпись бухгалтера и расшифровка его подписи.

Для отражения результатов инвентаризации резерва по сомнительным долгам необходимо будет оформить дополнительный документ по самостоятельно разработанной форме.

Как проводится расчет резерва по сомнительным долгам по итогам инвентаризации расчетов с дебиторами, подробно разъяснили эксперты «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к системе КонсультантПлюс, то получите пробный демодоступ и бесплатно переходите в Готовое решение.

Примеры проводок

На практике, расхождения между данными бухучета и сведениями покупателя образуются из-за ошибок, допущенных в учете. Поэтому, в первую очередь, надо исправить данные ошибки путем доначисления или сторнирования каких-либо сумм. Так, если имело место занижение сумма выручки, то надо доначислить выручку на недостающую сумму.

Если при инвентаризации расчетов с покупателями была выявлена дебиторская задолженность, нереальная ко взысканию, ее надо списать с баланса такой проводкой:

  • Дт 91.2 Кт 62 — отнесена на прочие доходы дебиторская задолженность заказчика по причине истечения срока давности в 3 года. Такая проводка делается, если под этот долг не создавался резерв по сомнительным долгам или резерва недостаточно;
  • Дт 63 Кт 62 — если в организации был создан резерв по сомнительным долгам. За счет такого резерва списана не реальная к дальнейшему взысканию сумма дебиторской задолженности.

Если нужно скорректировать резерв по сомнительным долгам, отраженный на счете 63 «Резервы по сомнительным долгам», то делаются такие проводки:

  • Дт 91 Кт 63 — увеличен резерв по выявленной по итогам инвентаризации сомнительной задолженности;
  • Дт 63 Кт 91-1 — уменьшен резерв по сомнительным долгам.

Итоги

Проведение инвентаризации расчетов с покупателями и заказчиками требуется перед формированием годовой бухотчетности и в иных установленных законом случаях. Главная цель — это подтверждение правильности отражения в бухучете сумм на счете 62. В каком порядке осуществляется инвентаризация расчетов с покупателями и какие при этом могут быть составлены проводки, рассказано выше в статье.

Специализация: все виды систем налогообложения, бухотчетность, МСФО

Эксперт в сфере налогообложения, финансов и права. Общий стаж профессиональной деятельности с 2014 года. За это время успешно работал на должности сотрудника городской инспекции ФНС РФ в отделе камеральных налоговых проверок. Автор множества публикаций по практическому применению законодательства в сфере налогообложения, трудового права, финансов для различных профессиональных электронных СМИ. С отличием окончил экономический факультет Юго-Западного государственного университета по специальности «Экономист, специалист по налогообложению».

Вы — юрист или бухгалтер?
Можете разместить интересную статью под своим авторством на нашем сайте!
Укажем вас в качестве автора и добавим в пул экспертов сайта
Пишите на почту: zabota@spmag.ru
Посмотрите другие статьи и образцы документов раздела: Инвентаризация
Оставить комментарий