Элементы метода бухгалтерского учета

02.02.2018
0
Команда СП

Под методом бухгалтерского учета понимают совокупность всех технических приемов, позволяющих осуществлять учетные функции. Бухгалтерский учет – это весьма сложная система, поэтому и методология бухгалтерского учета представляет собой сочетание многих компонентов. Рассмотрим элементы метода бухучета и взаимосвязь между ними.

Методы ведения бухгалтерского учета и их характеристика

К элементам метода бухгалтерского учета относятся следующие основные приемы и способы работы:

  1. Документальное оформление и инвентаризация.
  2. Денежная оценка и калькулирование.
  3. Система бухгалтерских счетов и применение двойной записи.
  4. Формирование бухгалтерской отчетности по итогам периода.

Перечисленные методы ведения бухгалтерского учета, применяемые в комплексе, позволяют обеспечить качественное выполнение учетных функций. Рассмотрим каждый метод бухучета в отдельности.

Документация, как элемент метода бухгалтерского учета

Основой бухгалтерского учета является документальное оформление всех совершаемых операций. Порядок регистрации зависит от принятого метода оценки – «по начислению» или «по оплате» (кассовый метод).

Базовым подходом является метод начисления, т.е. признание всех операций в том периоде, когда они были фактически произведены, независимо от поступлений или выплат денежных средств.

Кассовый метод могут применять только компании с небольшими оборотами (до 1 млн руб. в квартал) или перешедшие на упрощенную систему налогообложения.

Бухгалтерские документы должны быть оформлены в соответствии с установленными правилами. Большая часть из них является унифицированными (типовыми), их форма утверждается соответствующими государственными органами. Это, в частности, банковские, кассовые, кадровые документы и т.п.

Предприятия также имеют право разрабатывать формы первичных документов самостоятельно. Эти формы должны содержать обязательные реквизиты, перечисленные в ст. 9 закона № 402-ФЗ (дата, наименование, содержание операции и т.п.).

Особым видом документального оформления является инвентаризация. Она служит для того, чтобы проверить и подтвердить наличие и стоимость имущества (обязательств) компании на определенную дату. Обычно инвентаризация осуществляется перед составлением отчетности, но возможно и внеплановое проведение (при выявлении недостачи, смене материально-ответственного лица и т.п.).

Оценка, как элемент метода бухгалтерского учета

Наличие и движение объектов на счетах бухучета показывается в денежном выражении. Для этого каждый объект должен быть соответствующим образом оценен. Методы оценки различных объектов бухгалтерского учета регламентированы в нормативных актах, издаваемых Минфином. Это могут быть положения или методические указания по ведению бухгалтерского учета.

Например, материальные запасы учитываются по закупочным ценам (с учетом расходов по доставке), готовая продукция – по производственной себестоимости и т.д.

Калькуляция, как элемент метода бухгалтерского учета используется для оценки затрат на производство готовой продукции. Она заключается в сборе информации о производственных затратах и распределении ее по видам изделий.

Система счетов и двойная запись

Данный метод бухгалтерского учета представляет собой отражение информации о разных категориях объектов на соответствующих счетах. На счетах отражается информация о ресурсах предприятия (активные счета) или их источниках (пассивные счета). Каждый счет разделен на две части – дебет и кредит. На активных счетах по дебету отражается поступление ресурсов, а по кредиту – выбытие. На пассивных счетах прирост источников отражается по кредиту, а уменьшение – по дебету.

Отражение информации на счетах производится с помощью двойной записи. Понятие метода бухгалтерского учета в данном случае заключатся в отражении любой операции как минимум по двум счетам - по дебету одного и кредиту другого. Могут быть и сложные проводки, когда дебетуется один счет, а кредитуются два и более, или наоборот. Но независимо от количества корреспондирующих счетов суммарные дебетовые и кредитовые обороты в рамках проводки должны быть равны.

Бухгалтерский баланс как метод бухгалтерского учета и другие формы отчетности

Формирование баланса завершает работу по учету хозяйственных операций за период. Баланс представляет собой обобщенную систему показателей, характеризующих состояние предприятия на отчетную дату.

Показатели в балансе разделены по статьям, каждая из которых складывается из остатков по группам счетов, на которых учитываются однородные виды активов или обязательств (запасы, задолженность, денежные средства и т.п.).

Статьи группируются в разделы, которые, в свою очередь составляют актив и пассив. Актив баланса содержит информацию обо всех ресурсах, которыми располагает предприятие, а пассив – об источниках получения этих ресурсов. Если все учетные операции в течение периода были проведены верно, то итоги актива и пассива баланса должны быть равны.

Кроме баланса итоговая информация отражается и в других формах отчетности, основными из которых являются отчет о финансовых результатах (форма №2) и отчет о движении денежных средств (форма № 4). Если баланс показывает состояние предприятия на конкретную дату, то формы № 2 и № 4 отражают финансовые результаты деятельности и денежные потоки за отчетный период. Таким образом, три этих формы дополняют друг друга, давая пользователю отчетности «объемную» картину.

Вывод

К элементам метода бухгалтерского учета относят все приемы, с помощью которых производится учет хозяйственных операций и обобщение полученных данных. Применяемые в каждом конкретном случае методы бухгалтерского учета зависят от тех требований, которые предъявляются к отчетной информации с точки зрения закона или потребностей заинтересованных пользователей.

Вы — юрист или бухгалтер?
Можете разместить интересную статью под своим авторством на нашем сайте!
Укажем вас в качестве автора и добавим в пул экспертов сайта
Пишите на почту: zabota@spmag.ru
Оставить комментарий