Проведение выездной налоговой проверки

23.12.2023
0
Выездная налоговая проверка носит выборочный характер. В публикации рассмотрим, как, согласно НК РФ, налоговики отбирают налогоплательщиков для проведения выездных проверок, в какие сроки должно быть оформлено решение о проведении проверки, и за какие периоды в 2023 году сотрудник ФНС может запросить документы на проверку.

Что такое выездная налоговая проверка

Выездная налоговая проверка — это одна из форм налогового контроля. Она проводится, согласно п. 1 ст. 89 НК РФ, на территории налогоплательщика. Выездная налоговая проверка инициируется решением руководителя налоговой инспекции или его заместителя. Такой порядок утвержден ст. 89 НК РФ.

Кто проводит выездную налоговую проверку

Само название «выездная налоговая проверка» указывает на то, что проверять налогоплательщика будут представители контролирующего органа — инспекции ФНС России.

В отношении кого проводится выездная налоговая проверка

НК РФ четко не регламентирует, в отношении кого и при каких обстоятельствах руководитель налоговой инспекции или его заместитель может подписать решение о направлении своих сотрудников для проведения выездной проверки того или иного налогоплательщика. Однако, имеет место быть приказ ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333, которым регламентирована Концепция системы планирования выездных налоговых проверок. В рамках данной Концепции сформулированы критерии, по которым производится отбор налогоплательщиков для направления к ним выездных проверок.

Под критериями отбора следует понимать обстоятельства или экономические показатели, указывающие на то, что компания находится в «зоне риска», то есть, велика вероятность, что руководящий состав организации допускает нарушение законодательства РФ. При выявлении данных фактов сотрудники налоговой инспекции расценивают это, как повод включить налогоплательщика в план выездных проверок.

Например, поводом для того, чтобы налоговики обратили внимание на организацию, может стать смена ее юридического адреса (два раза и более) или отражение в отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов подряд.

Однако, и в Концепции не конкретизировано, какому количеству критериев должна соответствовать организация, чтобы ею заинтересовались представители ИФНС. Примечательно, что за налоговиками закреплено право назначить выездную налоговую проверку даже в том случае, если в отношении организации не применим ни один из критериев. Вполне достаточно, если сотруднику инспекции ФНС покажется, что налоговая нагрузка или рентабельность компании ниже отраслевой.

Ниже приведем основные критерии, используемые налоговиками при определении списка налогоплательщиков, подпадающих под плановые выездные налоговые проверки:

Приведенный выше перечень не является исчерпывающим.

Сотрудники налоговой инспекции могут приехать с проверкой и в случае, если обнаружат вероятность получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Кроме того, прямым сигналом для выездной проверки станет информация о выплате сотрудникам зарплаты «в конвертах».

Участие организации в региональном инвестиционном проекте также может стать причиной для проведения выездной проверки. Это связано с тем, что при соблюдении некоторых условий такая компания получает право на специальные налоговые льготы. Задача сотрудника ИФНС состоит в том, чтобы убедиться в правомерности применения этих льгот.

Иными словами, к внеплановому визиту сотрудников налоговой следует быть готовым практически любой организации (ИП).

Рекомендуем полезный материал от "КонсультантПлюс" о критериях отбора налогоплательщика для проведения выездной налоговой проверки. Если у вас еще нет доступа к системе, то вы можете получить его на 2 дня бесплатно. Или закажите актуальный прайс-лист, чтобы приобрести постоянный доступ.

Место проведения выездной налоговой проверки

Выездная налоговая проверка предполагает осуществление налогового контроля на территории налогоплательщика. Налоговый Кодекс РФ не обязывает налоговиков предупреждать о своем визите заранее. Однако, данные сотрудники ИФНС обязаны предъявить решение о проведении проверки. Такое правило установлено абз. 1 п. 1 ст. 89 НК РФ.

В случае, если по тем или иным обстоятельствам организация не может предоставить налоговикам помещение, где они могут расположиться на время проверки, то изучение документации может проводиться и по месту нахождению инспекции ФНС. Такой порядок закреплен абз. 2 п. 1 ст. 89 НК РФ.

Перенос сроков выездной налоговой проверки на более позднее время законодательством РФ не предусмотрено. Это объясняется тем, что дата вынесения решения о проведении проверки одновременно является и датой для отсчета ее срока.

Что и за какой период проверяют в ходе выездной налоговой проверки

Налоговый инспектор в рамках выездной проверки может запросить документы за любые периоды. Обычно, этот период не выходит за рамки трех календарных лет, предшествующих году вынесения решения о проведении выездной проверки. Это следует из абз.  2 п. 4 ст. 89 НК РФ. Согласно абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ, периоды, за которые налоговики намерены проводить проверку, должны быть отражены в решении.

Данное правило распространяется в том числе на:

  • повторную выездную проверку — с целью контроля со стороны вышестоящего налогового органа;
  • выездную проверку, проводимую в связи с реорганизацией или ликвидацией юридического лица.

В рамках выездной налоговой проверки сотрудники ИФНС могут:

  1. Запрашивать и изучать любую документацию у проверяемой организации.
  2. Инициировать встречную проверку и запрашивать документацию у контрагентов проверяемого налогоплательщика.
  3. Проводить опрос свидетелей.
  4. Инициировать и принимать участие в проведении инвентаризации имущества, находящегося на территории проверяемой организации.
  5. Инспектировать помещения, которые налогоплательщик использует в ходе своей хозяйственной деятельности.
  6. Осуществлять выемку документации и иного имущества, принадлежащего проверяемой организации.

Выездная налоговая проверка — порядок и сроки проведения

Законодательством РФ определен двухмесячный срок для проведения выездной налоговой проверки. В отдельных случаях он может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных — до шести. Такой порядок указан в абз. 1 п. 6 ст. 89 НК РФ.

Срок проведения выездной проверки филиала не превышает одного месяца. Это следует из абз. 5 п. 7 ст. 89 НК РФ. При данном виде проверки законодательством РФ не предусмотрена возможность пролонгации ее срока.

Под сроком проведения выездной налоговой проверки следует понимать период со дня вынесения решения о назначении проверки до подписания справки о ее проведении. Данный порядок закреплен в п. 8 ст. 89 НК РФ. Первым днем выездной проверки считается день, следующий за днем вынесения решения о проведении проверки. Иными словами, время фактического пребывания сотрудника ИФНС на территории проверяемого налогоплательщика при расчете общего срока не учитывается.

В расчете срока принимают участие только периоды продления и приостановки выездной налоговой проверки.

Продление сроков выездной проверки

Рассмотрим обстоятельства, при которых налоговый инспектор имеет право продлить срок выездной налоговой проверки. К таковым относят следующие законные основания:

  • проверяемая организация числится в реестре крупнейших налогоплательщиков;
  • появление в ходе проверки подозрений о наличии налоговых правонарушений, требующих дополнительного изучения;
  • если на территории проверяемой организации имело место происшествие, как обстоятельство непреодолимой силы (например, пожар или наводнение);
  • необходимость проведения проверок в обособленных подразделениях проверяемой организации;
  • затягивание со стороны налогоплательщика сроков предоставления запрашиваемой документации в рамках выездной проверки;
  • активное противодействие проверяемого лица проведению налоговой проверки;
  • наличие акта о воспрепятствовании доступа налогового инспектора на территорию предприятия;
  • непредставление или задержка контрагентами, банками или иными третьими лицами запрашиваемой в рамках выездной проверки документации;
  • неявка или уклонение от явки при отсутствии для этого уважительной причины свидетеля о налоговом правонарушении;
  • неявка переводчика для осуществления перевода документации;
  • задержка сроков предоставления экспертного заключения, запрошенного в рамках выездной налоговой проверки.

Для продления срока выездной проверки необходимо наличие мотивированного запроса в адрес вышестоящего налогового органа. На основании данного запроса руководитель вышестоящей инстанции принимает решение о продлении сроков проверки. 

Налоговый инспектор вправе неоднократно инициировать продление налоговой проверки на одном и том же основании.

Приостановление срока выездной проверки

Приостановление проверки означает, что с момента ее возобновления срок будет исчисляться с той даты, когда она была приостановлена.

Днем возобновления проверки следует считать дату, указанную в решении о возобновлении проверки.

Оба решения, то есть, о приостановке и о возобновлении, принимает руководитель ИФНС или его заместитель.

Приостановка выездной налоговой проверки может быть инициирована несколько раз. Перечень оснований для этого является закрытым.

Приостановка выездной налоговой проверки, в соответствии с п. 9 ст. 89 НК РФ, допускается:

  • если инспектор запросил информацию или документацию об организации, в отношении которой проводится налоговая проверка у контрагентов или иных третьих лиц, располагающих необходимыми сведениями;
  • когда инспектор ожидает информацию со стороны иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;
  • для проведения экспертизы;
  • для перевода документов на русский язык.

В момент приостановки выездной налоговой проверки существуют только два ограничения:

  • приостановление проверки с целью истребования документов у контрагентов или иных третьих лиц возможно не более одного раза по каждому такому лицу;
  • суммарная продолжительность всех приостановок не может превышать шесть месяцев.

Особенности проведения выездной налоговой проверки физического лица

Выездная налоговая проверка физлиц, не имеющих статуса ИП, имеет свою специфику. В первую очередь это связано с тем, что постановка физлица на учет в качестве налогоплательщика осуществляется по месту регистрации данного лица.

Проведение налоговой проверки не может осуществляться в жилых помещениях помимо или против воли всех проживающих на данной территории. Таким образом, не имея такого согласия, проверка осуществляется по месту нахождения ИФНС.

Если проверяемое физлицо препятствует действиям сотрудника ИФНС, то законодательство РФ позволяет налоговикам самостоятельно определять суммы налогов, подлежащих к уплате. Расчет производится с учетом имеющейся в ИФНС информации о налогоплательщике и с учетом сумм налогов, уплачиваемых аналогичными плательщиками налогов.

Срок проведения выездной налоговой проверки в отношении физлица составляет два месяца, который, равно как и в случае с юридическими лицами, может быть продлен до четырех или шести месяцев. 

Результат выездной налоговой проверки

Об окончании выездной налоговой проверки свидетельствует выдача налогоплательщику соответствующей справки. С этого дня у налоговиков есть два месяца для составления акта о выявленных нарушениях.

Через 10 дней со дня истечения срока, установленного п. 6 ст. 100 НК РФ для подачи возражений со стороны проверяемого лица, налоговики выносят решение о проверке. В особых случаях этот десятидневный срок может быть продлен на один месяц.

Статья по теме: Порядок оформления результатов выездной налоговой проверки Результаты выездной налоговой проверки должны быть оформлены и вручены налогоплательщику в соответствии с действующими нормами НК РФ. О том, как в 2023 году оформляются справка об окончании выездной налоговой проверки и акты о выявленных нарушениях, пойдет речь в сегодняшней публикации. Подробнее

Справка об окончании проверки

Приказом ФНС от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628 установлена форма справки, которую выдает руководитель группы проверки проверяемому лицу в последний день выездной проверки (п. 15 ст. 89 НК РФ).

Документ, помимо прочего, содержит следующую информацию:

  • дату и место составления;
  • дату и номер решения о назначение выездной проверки;
  • полное и сокращенное наименование, ИНН и КПП проверяемой организации,  Ф. И. О. и ИНН ИП (Ф. И. О. физлица);
  • перечень проверенных налогов (сборов, страховых взносов);
  • период, охваченный в рамках проверки;
  • срок проверки.

В случаях, когда под выездную проверку попал участник консолидированной группы, то, дополнительно в справке об окончании проверки должна фигурировать следующая информация;

  • полное и сокращенное наименование ответственного участника консолидированной группы, с указанием ИНН и КПП и периода проведения выездной проверки;
  • полное и сокращенное наименование остальных участников консолидированной группы, с отражением ИНН и КПП и периода осуществления налоговой проверки.

Получение справки гарантирует окончание выездной налоговой проверки.

Именно с даты, указанной в справке, начинают отсчет сроки дальнейшего оформления результатов проверки. С момента вручения справки сотрудник ИФНС не вправе находиться на территории налогоплательщика и истребовать документы (пояснения).

Вручение справки

Справка об окончании налоговой проверки вручается под подпись руководителю или уполномоченному представителю (при наличии у него соответствующей доверенности) проверяемого налогоплательщика.

Если по каким-либо причинам представитель проверяемой организации уклоняется от получения справки об окончании проверки, то налоговики отправят документ заказным письмом по почте. Такой порядок следует из абз. 2 п. 15 ст. 89 НК РФ. При этом, датой получения справки будет являться дата календарного штемпеля на почтовом уведомлении о вручении письма адресату.

Также, справка об окончании проверки может быть направлена в организацию и по защищенным каналам связи (ТКС).

Акт проверки

В срок, не превышающий двух месяцев с даты выдачи справки об окончании проверки, налоговики обязаны составить акт выездной проверки. Составление акта обязательно даже в том случае, когда в ходе проверки нарушения выявлены не были.

Акт проверки составляется в двух экземплярах — по одному для проверяемой и для проверяющей сторон. В случае проведения совместной проверки количество экземпляров актов соответствует числу проверяющих инспекций, увеличенное на один (для налогоплательщика).

Если возникает необходимость проведения повторной проверки с целью контроля за действиями нижестоящей инспекции ФНС, то акт проверки оформляется в трех экземплярах:

  • для ИФНС, которая проводила выездную налоговую проверку;
  • для вышестоящей инспекции;
  • для налогоплательщика.

Вручение акта

Вручение проверенной организации (ИП, физлицу) акта выездной налоговой проверки происходит не позднее пяти рабочих дней с даты его подписания. Это делается:

  1. Лично — акт вручается руководителю проверяемой организации или ее уполномоченному представителю, при наличии соответствующей доверенности (ИП, физлицу).
  2. Иным способом, при котором есть возможность точно установить дату получения акта налогоплательщиком, — заказным письмом по почте России, курьером с уведомлением, по ТКС.

 Представитель налогоплательщика в акте проставляет две подписи:

  • о получении документа;
  • об ознакомлении с документом.

В случае, если вторая подпись отсутствует, налоговики проставят отметку об отказе от подписи. Такой порядок закреплен п. 2 ст. 100 НК РФ.

Возражения по акту

При несогласии с информацией, отраженной в акте выездной проверки, налогоплательщик, согласно п. 6 ст. 100 НК РФ, вправе оформить письменное возражение и передать его инспектору налоговой службы. Это можно сделать на протяжении 1 месяца со дня получения на руки данного акта.

Решение по акту

На основании всех вышеперечисленных материалов и документов ИФНС выносит окончательное решение по выездной налоговой проверке.

Правила вручения окончательного решения идентичны тем, что предусмотрены для вручения акта о проверке.

Итоги

Выездная налоговая проверка — это нежелательный для налогоплательщика жизненный опыт. Ход проверки и полученные по ней документы во многом зависят от действий проверяемой организации (ИП). В этой публикации мы рассказали о правах и обязанностях как налоговиков, так и налогоплательщиков. Надеемся, что статья окажется вам полезной.

Специализация: Уголовное право, уголовный процесс, административное право, финансовое право, таможенное право

16-летний опыт работы следователем органов внутренних дел, в настоящее время - преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин в высшем и средне-специальном учебных заведениях г. Челябинска. 

Посмотрите другие статьи и образцы документов раздела: Налоговые проверки